Отрицательный перенос навыков
Образующиеся у человека навыки всегда в той или иной степени переносятся, т. е. применяются в новых условиях, к изменившимся задачам. Перенесенный навык как бы включается в структуру ноной конкретной деятельности, вступает во взаимодействии с другими навыками, сам при этом перестраиваясь и видоизменяясь. Идет непременная настройка, адаптация и доработка навыка. Если в новой ситуации эффективность функционирования навыка не уменьшается, перенос называется положительным, если же она в той или иной степени разрушается, то отрицательным. В последнем случае всегда имеет место интерференция, или отрицательное взаимодействие двух или более навыков. Это может привести к падению их эффективности, к деавтоматизации состава их операций, к замедлению процессов формирования новых навыков и т. д.
Уровень интерферирующих взаимовлияний двух навыков зависит в принципе от разных условий. Ведь навык — это тоже намять как запечатленне, сохранение и воспроизведение прошлой деятельности, сенсорной, моторной и интеллектуальной.
Цель работы. Исследование явления интерференции двух навыков и анализ некоторых условий, определяющих степень тормозных влияний.
Оборудование. В работе используются таблицы, предложенные К. А, Рамулем. По существу, эти таблицы (особенно в цифровом варианте А) являются уменьшенной и упрощенной модификацией известного теста Шульте, применявшегося в психотехнике для исследования внимания и скорости ориентировочно-поисковых движений. Для регистрации времени применяются ручные секундомеры.
.Инструкция испытуемому. Перед вами табличка, в которой беспорядочно расположены цифры от 20 до 39 (или буквы от А до Ф). Ваша задача состоит в том, чтобы по команде экспериментатора указывать как можно быстрее и табличке цифры к порядке их возрастания (или буквы и алфавитном порядке), громко их при этом начинай. Пометки на табличках запрещаются.
Исследуется скорость формирования вашего навыка и процессы взаимодействия навыков.
Ход работы. Испытуемый выполняет данную ему инструкцию. Экспериментатор фиксирует время выполнения каждой пробы, обеспечивает предъявление таблиц в нужной последовательности. По каждой табличке испытуемый выполняет 15 проб.
Эксперимент проводиться на пяти равных экспериментальных групп:
группа а — работает только с таблицей А;
группа б — работает только с таблицей Б;
группа в—работа только с таблицей В;
группа а—в — работает поочередно с таблицами то А, то Б, т. с. все нечетные пробы идут по таблице Л, а все четные—по таблице Б (параллельное формирование навыков);
группа б—в - работает поочередно с таблицами В и Б, так что все нечетные пробы идут по таблице В., а все четные — по таблице Б (параллельное формирование навыков).
Обработка
1. Построить кривые научения по индивидуальным результатам испытуемых всех групп. По оси абсцисс откладывается номер пробы, по осп ординат— время ее выполнении в секундах.
2. Составить сводные таблицы для результатов испытуемых всех пяти экспериментальных групп и вычислить средние арифметические значения времени по каждой пробе отдельно для всех видов навыков. Получается семь вариантов: А по группам а и а—б, Б но группам б, а—б, б—в, В по группам в и б—в.
3. Провести анализ возможных явлений интерференции двух навыков, подкрепив его соответствующим аппаратом непараметрической статистики
4. Для этого построить по одних координатных осях следующие группы кривых научения (для таблицы А по группам а и а—б (влияние Б на А); для таблицы Б по группам б, а—б и б—в (влияние А и В на Б); для таблицы В по группам в и б—в (влияние Б па В). 4. Сделать выводы о наличии и степени выраженности интерференции навыков при работе со всеми таблицами.
А | Б | |||||||||||
Г | С | П | Н | Е | ||||||||
Ф | Ж | К | В | Т | ||||||||
О | М | Д | Р | Л | ||||||||
И | Б | У | З | А | ||||||||
В | ||||||||||||
Е | Н | У | С | Г | ||||||||
Т | В | Д | Ж | Ф | ||||||||
А | Р | К | М | О | ||||||||
Л | З | П | Б | И |