Вспомогательное «я»
Вспомогательное «я» (партнер, вспомогательное лицо) - член группы, избранный протагонистом для исполнения той или иной роли (в том числе, быть может, роли самого протагониста) в его драме. З. Морено говорит о пяти основных функциях вспомогательных «я»:
· войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцинация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста;
· следовать восприятию протагониста, по крайней мере вначале;
· понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью;
· понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену;
· вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям (Морено З., 1998, с. 268).
С точки зрения Лёйтц (Лёйтц, 1994), вспомогательные «я» выполняют троякую задачу. Во-первых, они изображают реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций (а играя самого протагониста, они становятся представителями его «я»); во-вторых, они являются посредниками между ведущим и протагонистом, оказывая помощь тому и другому и выступая в известном смысле как ко-терапевты (в некоторых случаях возможно задействование специально подготовленных ассистентов, выступающих в роли вспомогательных «я»). В-третьих, они выполняют социотерапевтическую функцию.
Вспомогательные «я» в своих действиях спонтанны, однако, как уже указывалось, первоначально следуют тому, чем наделил их протагонист; в дальнейшем же их спонтанность может либо поощряться протагонистом и ведущим, либо ограничиваться тем или другим; первым, если это противоречит его видению ситуации и он не готов к ее включению в свою драму, вторым, если он усматривает в ее проявлениях в конкретном случае опасность для терапевтического процесса; драма всегда строится в интересах протагониста.
Желательно, чтобы каждое вспомогательное «я» играло в драме только одну роль; на практике, однако, возможно исполнение и нескольких ролей; новая роль может возникнуть при переходе к новой сцене или просто в связи с недостатком исполнителей.