Вспомогательное «я»

Вспомогательное «я» (партнер, вспомогательное лицо) - член группы, избранный протагонистом для исполнения той или иной роли (в том числе, быть может, роли самого протагониста) в его драме. З. Морено говорит о пяти основных функциях вспо­могательных «я»:

· войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлю­цинация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста;

· следовать восприятию протагониста, по крайней мере вначале;

· понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью;

· понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену;

· вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям (Морено З., 1998, с. 268).

С точки зрения Лёйтц (Лёйтц, 1994), вспомогательные «я» выполняют троякую задачу. Во-первых, они изображают реаль­ных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протаго­нисту, и становятся носителями его переносов и проекций (а иг­рая самого протагониста, они становятся представителями его «я»); во-вторых, они являются посредниками между ведущим и протагонистом, оказывая помощь тому и другому и выступая в известном смысле как ко-терапевты (в некоторых случаях воз­можно задействование специально подготовленных ассистен­тов, выступающих в роли вспомогательных «я»). В-третьих, они выполняют социотерапевтическую функцию.

Вспомогательные «я» в своих действиях спонтанны, одна­ко, как уже указывалось, первоначально следуют тому, чем на­делил их протагонист; в дальнейшем же их спонтанность может либо поощряться протагонистом и ведущим, либо ограничивать­ся тем или другим; первым, если это противоречит его видению ситуации и он не готов к ее включению в свою драму, вторым, если он усматривает в ее проявлениях в конкретном случае опас­ность для терапевтического процесса; драма всегда строится в интересах протагониста.

Желательно, чтобы каждое вспомогательное «я» играло в дра­ме только одну роль; на практике, однако, возможно исполне­ние и нескольких ролей; новая роль может возникнуть при переходе к новой сцене или просто в связи с недостатком ис­полнителей.