Ведущий

Руководитель психодраматической группы называется ве­дущим. Он организует деятельность группы, управляя заняти­ем, побуждая участников к исследованию своих психологичес­ких проблем, к игре, «определяя вместе с протагонистом направление процесса и создавая условия для постановки любой индивидуальной драмы» (Психотерапевтическая энци­клопедия, 1998, с. 26), помогая перевести чувства и мысли на язык сценического действия. На нем лежит ответственность за то, как протекает данное занятие и весь цикл занятий, он отвечает за всех членов группы. Функции, обязанности и основные задачи ведущего следующим образом удачно обобще­ны Д. Киппером (Киппер, 1993) (таблица приводится в сокра­щении).

 

Таблица 1

 

Функции Обязанности Основные задачи
Терапевт Обеспечение терапевти­ческого содержания се­анса Наблюдение Оценка Планирование
Режиссер Введение, построение и поддержание метода ро­левых игр Разогрев Выбор сцен Завершение
Катализатор Обеспечение терапевти­ческого содержания сеан­са посредством ролевых игр Построение сцен Использование техник Использование вспомо­гательных лиц Моделирование и ин­структирование

 

К личности ведущего предъявляется ряд требований. Сам Морено говорил о методической компетентности, искреннос­ти, открытости и мужестве, достаточном, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, о творческой фантазии и гиб­кости. По его словам, ведущий должен быть самым спонтан­ным человеком в группе. П. Холмс и М. Карп, обсуждая спон­танность ведущего и его задачу воодушевлять других, указывают на то, что ведущий должен:

· иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;

· быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;

· творить моменты, когда все становится возможным: ведущий должен быть в состоянии создать атмосферу волшебного твор­чества,

· создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговорен­ное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важ­ным, как и все, что в жизни произошло;

· обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свеже­сти и уметь воплощать и юмор, и пафос;

· знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;

· иметь склонность к риску; уметь оказывать поддержку, сти­мулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевти­ческую работу;

· уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и твор­ческого полета, которые приводят к личностным изменени­ям (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 19-20).

Иногда ведущих двое — ведущий и со-ведущий (ассистент). Они заключают между собой контракт относительно распреде­ления ролей и в зависимости от него по очереди работают с груп­пой или с различными частями группы либо, прервав действие, совещаются относительно дальнейшего.