Ведущий
Руководитель психодраматической группы называется ведущим. Он организует деятельность группы, управляя занятием, побуждая участников к исследованию своих психологических проблем, к игре, «определяя вместе с протагонистом направление процесса и создавая условия для постановки любой индивидуальной драмы» (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 26), помогая перевести чувства и мысли на язык сценического действия. На нем лежит ответственность за то, как протекает данное занятие и весь цикл занятий, он отвечает за всех членов группы. Функции, обязанности и основные задачи ведущего следующим образом удачно обобщены Д. Киппером (Киппер, 1993) (таблица приводится в сокращении).
Таблица 1
Функции | Обязанности | Основные задачи |
Терапевт | Обеспечение терапевтического содержания сеанса | Наблюдение Оценка Планирование |
Режиссер | Введение, построение и поддержание метода ролевых игр | Разогрев Выбор сцен Завершение |
Катализатор | Обеспечение терапевтического содержания сеанса посредством ролевых игр | Построение сцен Использование техник Использование вспомогательных лиц Моделирование и инструктирование |
К личности ведущего предъявляется ряд требований. Сам Морено говорил о методической компетентности, искренности, открытости и мужестве, достаточном, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, о творческой фантазии и гибкости. По его словам, ведущий должен быть самым спонтанным человеком в группе. П. Холмс и М. Карп, обсуждая спонтанность ведущего и его задачу воодушевлять других, указывают на то, что ведущий должен:
· иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;
· быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;
· творить моменты, когда все становится возможным: ведущий должен быть в состоянии создать атмосферу волшебного творчества,
· создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло;
· обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;
· знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;
· иметь склонность к риску; уметь оказывать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
· уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 19-20).
Иногда ведущих двое — ведущий и со-ведущий (ассистент). Они заключают между собой контракт относительно распределения ролей и в зависимости от него по очереди работают с группой или с различными частями группы либо, прервав действие, совещаются относительно дальнейшего.