Предварительное определение

Единого определения психодрамы не существует. В качестве предварительного определения мы предлагаем использовать то, которое дается в большинстве случаев (с некоторыми разли­чиями формулировок): метод групповой психотерапии, пред­полагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе про­дуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях (включая самоотношение) и расширения возмож­ностей адекватного поведения и взаимодействия. Вместе с тем, давая подобные определения, многие авторы отмечают их недостаточность и, соответственно, условность (например, психодрама может быть ориентирована на группу). Основные причи­ны возникающих в этой области трудностей можно видеть в следующем. Во-первых, создатель психодрамы Я. Л. Морено рассматривал ее не только как психотерапевтический метод, но — на различных этапах своего творчества — как теологию, форму искусства, науку, философию жизни. П. Ф. М. Келлер­ман (Келлерман, 1998), подвергший проблему определения психодрамы специальному анализу, усматривает в этом непоследовательность Морено; мы же полагаем, что все эти ас­пекты, часто упускаемые из вида при рассмотрении психодра­мы, чрезвычайно важны для понимания ее существа, и ниже по­стараемся это показать. Вторая трудность связана с тем, что не существует ясно сформулированной теории психодрамы. Соб­ственно, Морено, по-видимому, и не ставил такой задачи, во всяком случае, если иметь в виду теории традиционного типа. Как многие психологи, ориентированные на экзистенциализм, Морено не выстраивает жесткой системы постулатов и правил работы с ними, введенные им термины явно метафоричны и, следовательно, допускают множественные толкования. (Ска­занное не означает отсутствия теоретических представлений, в дальнейшем мы их рассмотрим; однако это означает возмож­ность достаточно вольной их интерпретации и развития, что и происходит.) Еще одна сложность сопряжена с тем, что пред­ложенная Морено терапевтическая система предполагает три­единство социометрии, групповой психотерапии и психодра­мы (об этом речь ниже), причем это триединство ряд авторов также называет психодрамой или психодраматической терапев­тической системой. Естественный вопрос о том, возможно ли - и в какой мере — рассматривать психодраму отдельно от пер­вых двух составляющих, не находит единого ответа. Если да, то психодраматист может не включать социометрию и групповую психотерапию в свою практику или включать по своему усмот­рению на уровне локальных техник; если нет, то обязательна ориентация на работу со структурой группы и групповой дина­микой. Соответственно, в качестве субъекта терапевтических из­менений может выступать не только индивид (как в приведен­ном определении), но и группа. Мы не будем обсуждать иные трудности определения психодрамы — читатель может обратить­ся, в частности, к упомянутой работе Келлермана. Излагая ниже историю психодрамы, ее теоретические и методические аспек­ты, мы попытаемся прояснить существующее положение вещей. Отметим, что представления о том, что называть психодрамой, варьируют от требований приверженности философским, тео­логическим, психологическим, терапевтическим представлени­ям Морено (так называемой классической психодраме) до мне­ния о том, что психодрамой можно назвать любую практику разыгрывания ролей (Рудестам, 1998). Мы будем преимуще­ственно говорить о классической психодраме.