Артикуляционная гимнастика
1. Упражнения для губ:
а) закрытые губы плотно сжать, потом расслабить, не открывая;
б) слегка приоткрытые губы растянуть в улыбку, затем вытянуть в трубочку;
в) губы вытягиваются в трубочку постепенно: сначала чуть-чуть, примерно как при произнесении звука [а], потом как произнесении звука [о] и, наконец, как при произнесении [у] (сами звуки при этом не произносятся);
г) плотно сжатые губы открываются сильным толчком («взрыв»),
2. Упражнения для языка:
а) широко распластанный язык неподвижно лежит на губе;
б) кончик широкого чуть высунутого языка поднимается кверху и опускается вниз;
в) слегка высунутый язык лежит на нижней губе, работают края — язык становится то широким («лопата»), то узким («шильце»);
г) кончик языка гладит бугорок за верхними зубами из стороны в сторону и спереди назад;
д) кончик языка гладит изнутри нижнюю десну и зубы из стороны в сторону и сверху вниз;
е) язык поочередно упирается кончиком в верхние и нижние зубы.
3. Упражнение для голосовых связок: отдельные слова, слово сочетания или предложения произносятся шепотом — тихим (да себя») и громким («для других»), голосом — тихим («для себя»: громким («для других»).
Артикуляционная гимнастика напоминает логопедическую, не используемая на уроке, она решает иные задачи. Если логопед учит детей управлять артикуляционным аппаратом для того, чтобы потом сложить правильный уклад при постановке звуков, т учитель переносит акцент на кинестетические ощущения. Поэтому и следует обращать внимание не на правильность артикуляции, а на ее осознание ребенком. Важно, чтобы он научился чувствовать именно свою, индивидуальную артикуляцию.
Эту гимнастику целесообразно проводить на каждом уроке письма. Обычно для нее отводятся первые 2 — 4 мин урока. В начале обучения в I классе следует выполнять все упражнения, потом постепенно их число можно уменьшать, выбирая только движения, связанные с содержанием данного урока.