Требования, предъявляемые к организации и проведению занятий по дрессировке и применению служебных собак

Из перечисленных особенностей, присущих процессу обучения специалистов-кинологов, вытекают следующие требования, предъявляемые к организации и проведению занятий с обучаемыми по практике дрессировки и тактике применения служебных собак:

1. Все усилия преподавателя должны быть направлены на привитие обучаемым навыков и умений методически и технически правильно выполнять приемы дрессировки, так как в основе подготовки собаки лежат знания, умения и навыки самого дрессировщика. Для достижения этой цели необходимо проводить показ техники выполнения приемов, демонстрировать методику ввода и отработки усложнений с учетом индивидуальных особенностей собаки, с помощью упражнений добиваться правильного и четкого выполнения кинологом приемов управления собакой и только после этого разрешать самостоятельно осуществлять процесс дрессировки.

2. По мере повышения степени подготовленности собаки занятия следует проводить путем создания учебной обстановки, близкой к реальным условиям службы. При этом необходимо обязательно учитывать особенности занятий по предметам служебной подготовки. Комплексные уроки рекомендуем проводить в заключительном периоде дрессировки.

3. На занятиях необходимо создавать обстановку творческой активности. Каждое занятие должно отличаться от предыдущего новыми элементами, требующими от обучаемых приложения дополнительных усилий. Для этого следует вводить новые виды усложнений, ставить более сложные задачи и требовать четкого их выполнения.

4. Количество и продолжительность занятий по дрессировке собак должны наращиваться постепенно, с учетом степени натренированности нервной системы собак и их способности отвечать соответствующим образом на раздражители, применяемые дрессировщиками. Необходимо умело применять последовательно-сочетательную систему дрессировки собак с соблюдением определенного режима упражнений по выработке условных рефлексов, учитывая индивидуальные особенности животных.

5. Цели и задачи работы с собаками должны быть доведены до каждого обучаемого. Прежде чем выполнять то или иное упражнение (прием), дрессировщик должен знать, для чего он это делает, чего он хочет добиться от собаки и как надо действовать, чтобы решить поставленную задачу.

6. Занятия следует проводить в соответствии с планом. Прежде всего, руководитель занятия должен иметь ясное представление о целях и задачах обучения каждой теме на каждый месяц и неделю. Исходя из планов на месяц определяются конкретные цели каждого занятия, объем и содержание отрабатываемых приемов. Такая система планирования и определения целей способствует более качественному выполнению учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой подготовки обучаемых, так как в данном случае исключена стихийность отработки приемов дрессировки. Рекомендуем разрабатывать поурочный план проведения занятий по дрессировке собак.

7. Большое значение имеет правильное комплектование учебных взводов собаками с учетом индивидуальных особенностей животных.