С СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ С ПОВЫШЕННОЙ НЕРВНОЙ ВОЗБУДИМОСТЬЮ И НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

Для детей с соматической ослабленностью, возникающей под влиянием хронических заболеваний, характерны астенические состояния с низкой умственной работоспособностью, общей вя­лостью, пониженным фоном настроения, сниженным аппетитом, нарушениями сна. Для этих детей первостепенное значение имеют общеукрештяющие мероприятия, лечебная физкультура, игроте-рапия.

Кроме общеоздоровительных мероприятий, для этих детей важное значение имеет психолого-педагогическая работа, направ­ленная на предупреждение невротических реакций и патохаракте-рологических нарушений, таких как эгоцентризм, инфантилизация психики с постоянной зависимостью от окружающих, неуверен­ностью в своих силах.

В особом педагогическом подходе нуждаются дети с так назы­ваемой врожденной детской нервностью — невропатией, а также дети с нарушениями поведения.

Ранняя детская нервность — это особый тип развития нерв­ной системы, в возникновении которого большая роль принадле­жит наследственным факторам. Кроме того, причинами детской нервности могут быть различные неблагоприятные влияния на плод во время его внутриутробного развития и на новорожденного в период родов.


Ребенок с нервопатией отличается повышенной нервной воз­будимостью начиная с первых недель жизни: он мало спит, прояв­ляет общее беспокойство, часто срыгивает. Характерным призна­ком является нарушение аппетита, дети с трудом пережевывают пищу, отказываются от твердой пищи. У многих из них наблюда­ется привычная рвота и чрезмерная избирательность в еде.

Для детей с невропатией характерна плохая приспособляе­мость к изменяющимся метеорологическим условиям. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров у них усиливается нервная возбудимость, нарушения сна, могут появляться головные боли.

Для детей с невропатией также характерна избирательность в еде. Многие из них предпочитают жидкую пищу и отказываются от твердой, у других имеет место боязнь новых блюд, в некоторых случаях отмечается стремление есть несъедобные вещи (уголь, известь, песок и т. д.). Часто нарушения аппетита сочетаются с по­вышенной жаждой.

Важным признаком детской нервности в грудном и ясельном возрасте является нарушение сна, иногда очень раннее пробужде­ние. Расстройства сна иногда переходят в бессонницу: ребенок не спит всю ночь, беспрерывно кричит. Если вначале крик вызван каким-либо неприятным раздражителем, то позднее ребенок кри­чит уже без всякой причины (фиксированный крик). У некоторых детей как бы вырабатывается отрицательный условный рефлекс на ночной сон. Вначале бессонница возникает как реакция на не­удобное положение в кроватке, шум или тишину, свет или темно­ту, чувство голода, боли в животе, перегрев или охлаждение тела и т. п. Один раз прерванный сон фиксируется в психике ребенка на длительное время.

На второмм году жизни у детей с невропатией отмечаются устрашающие сновидения, ночные эпизоды в форме приступов испуга и снохождений. Ночной испуг возникает под влиянием ничтожных психогенных факторов, которые оказывают более силь­ное влияние, если они действуют перед засыпанием или в ночное время. Раз возникнув, ночные страхи по типу упрочившейся ус­ловной связи сохраняются обычно в течение длительного времени. Наряду со страхами для детей с невропатией характерна по­вышенная склонность к онанизму.

По особенностям психической деятельности выделяют два ва­рианта детской нервности. При первом — у детей преобладают повышенная возбудимость и раздражительность. Дети двигатель-но беспокойны, склонны к колебаниям настроения, часто прояв­ляют грубость, непослушание, внимание их крайне неустойчиво.


Повышенная раздражительность и суетливость мешают их контак­ту со сверстниками. В их аффективных вспышках, по существу, отсутствуют аффект и настоящая злоба, вспышки их кратковре-менны, после проявления грубости они раскаиваются, просят прощения. Они крайне истощаемы, двигательное беспокойство всегда усиливается при общем утомлении.

При втором варианте преобладают явления повышенной истощаемости. Дети пугливы, легко тормозятся в новой обстанов­ке, малоактивны, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки. Они отличаются повы­шенной ранимостью и чувствительностью, поэтому стараются оберегать себя от столкновений с действительностью, в связи с чем часто находятся в стороне от детского коллектива. Дети не уверены в себе, очень тревожны. Боязнь оказаться несостоятель­ными часто бывает причиной плохого настроения. Достаточно незначительного повода, чтобы вызвать у них чувство страха. Те­чение этой формы невропатии обычно благоприятное. При прове­дении лечебно-педагогических мероприятий дети постепенно ста­новятся увереннее, жизнерадостнее и работоспособнее.

Психические особенности детей с ранней детской нервностью характеризуются особой динамикой, что объясняется, в первую очередь, повышенной чувствительностью этих детей к различным раздражителям, главным образом отрицательного характера. По­этому на фоне невропатии легко возникают различные дополни­тельные нарушения. У детей ясельного возраста наиболее часто возникают желудочно-кишечные расстройства, нервная анорексия (потеря аппетита), энурез, энкопрез, нарушение сна, страхи, двига­тельное беспокойство со склонностью к реакциям истероидного характера.

В период первого возрастного криза (к трем годам) у детей с невропатией могут отмечаться патологически усиленные проявле­ния общего или частичного негативизма.

При наличии невропатии для ее компенсации и предупреж­дения возникновения неврозов первостепенное значение имеет правильное воспитание ребенка. Учитывая повышенную истощае-мость нервной системы, важно избегать нервных перегрузок де­тей, проводить мероприятия по физическому и психическому закаливанию, тренировать вегетативно-сосудистые функции. Та­ким образом, лечение, в первую очередь, сводится к укрепле­нию организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильные режим и питание, физкультура (гимнастика, спортивные игры), различные водные процедуры (обтирания, души, ванны).


Прежде чем выбрать метод лечения, необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные пси­хогенные факторы, действующие на ребенка. Так, при нарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребенка не бы­ло отвращения к еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс кормления. Важно установить четкий режим кормления. Пища не должна быть слишком холодной или горячей. Категори­чески запрещается кормить ребенка насильно, особенно при недо­могании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обеща­ния, а также кормить во сне или отвлекая внимание ребенка от еды при помощи рассказывания сказок или демонстрации игрушек. Иногда этого трудно бывает добиться в домашней обстановке, и в этих случаях показано пребывание ребенка в детском коллективе.

При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеять­ся над ним или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познава­тельных интересов, подкрепляя это каким-либо приятным для ре­бенка моментом. Не следует рассказывать на ночь сказки, разре­шать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражите­ли должны быть устранены.

Категорически запрещается запугивать ребенка различными реальными и мифическими «пугалами». Ребенка надо последова­тельно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.

Помимо воспитательных мероприятий, показано проведение специального лечения. Полезно назначать препараты брома, вале­рианы, при более выраженном беспокойстве и нарушениях сна — сибазон, элениум. При состояниях двигательного беспокойства назначают также сонапакс, препараты, нормализующие внутриче­репное давление, успокаивающие ванны, электрофорез с кальци­ем, бромом, новокаином. При наличии повышенной возбудимости показаны теплые ванны (+36...+37°С), при общей вялости, затор­моженности применяют тонизирующие ванны индифферентной температуры. В качестве закаливающей процедуры следует реко­мендовать систематические обтирания по утрам водой комнатной температуры, душ с постепенным понижением температуры. Не­обходимо отметить, что многие дети с невропатией отличаются повышенной чувствительностью, а иногда и парадоксальной реак­цией на различные виды медикаментозного лечения, поэтому ле­чение всегда проводят под наблюдением врача.

Кроме парадоксальной реакции на препараты, у многих детей с невропатией имеет место склонность к аллергическим реакциям.



Что такое аллергия?

Аллергия — это особое состояние организма с извращенной чувствительностью к воздействию различных факторов внеш­ней среды. Существует наследственная предрасположенность к аллергии. Развитие аллергической реакции во многом зависит от индивидуальной чувствительности организма к конкретному веществу.

Один из видов аллергии, пищевая аллергия, у детей раннего возраста может стать причиной развития кожных заболеваний — экземы, нейродермита и заболеваний дыхательных путей — брон­хиальной астмы.

Для всех детей с отклонениями в развитии и особенно для детей с невропатией важное значение имеет предупреждение ал­лергии.

Для этого родителям детей с отклонениями в развитии, осо­бенно детей с невропатией, следует осторожно применять все ви­ды лекарственного лечения, отдавая предпочтение максимальному использованию естественных средств оздоровления организма: закаливанию, массажу, лечебной и общей физкультуре, по показа­ниям — фитотерапии (лечению травами).

Одним из наиболее частых и тяжелых проявлений аллергии является бронхиальная астма. Чаще всего бронхиальная астма раз­вивается на фоне хронических заболеваний бронхо-легочной сис­темы, когда в организме длительное время существует очаг ин­фекции. Приступы бронхиальной астмы могут провоцироваться и психогенными факторами, что наиболее характерно для детей с невропатией.

У маленьких детей астматическую реакцию часто вызывает инфекция верхних дыхательных путей.

Наряду с медикаментозной терапией при лечении бронхиаль­ной астмы и других аллергических заболеваний большое значение имеет лечебная физкультура, климатическое лечение, особенно в горах, а также специальная дыхательная гимнастика.

Одним из главных условий предупреждения аллергии, особен­но в семьях, где есть аллергические заболевания, является пра­вильное физическое воспитание ребенка.