Схема 2

 

Этапы развития письменной деятельности в истории человечества

 

 

         
   
Рисунки – символы (пиктограммы)
 
   
 
   
Идеограммы
 
   
 
 
Иероглифы
 
   

       
   
 
 
Алфабетическое письмо


Схема 3

Взаимодействие анализаторов в процессе овладения письменной речью

 
 


Задания для практической работы

1. Раскройте понятие о письменной речи и предпосылки ее формирования

2. Выделите отличительные особенности письменной речи от устной речи

3. Расскажите о чтении как процессе декодирования графической модели слова в устноязыковую форму, чтении как процессе понимания письменных сообщений

4. Раскройте определение понятия «письмо»

5. Расскажите о письме как навыке

 

Задания для лабораторной работы

1. Назовите и раскройте этапные периоды развития письменной деятельности (см. Схема 2), свойственные для языковых систем разных народов.

2. Назовите и раскройте функции анализаторов, обеспечивающих процессы письма и чтения (см. Схема 3).

3. Аналитико-синтетический принцип обучения письму, подробно раскройте и объясните значение этого принципа, приведя примеры с опорой на литературные источники.

Логопедические технологии -4 ч.

Вопросы для самоподготовки

1. Аналитико-синтетический принцип обучения письму. Задачи и этапы работы.

2. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Последовательность и содержание работы. Подберите (7-8 зад.) и оформите для проведения (2-3) задания для развития языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словесного состава предложения. Последовательность и содержание работы. Подберите 10-12 заданий и оформите для проведения 2-3 задания.

4. Развитие слогового анализа и синтеза. Последовательность и содержание работы. Подберите 5-6 заданий и оформите для проведения 2-3 задания.

5. Развитие фонематического анализа и синтеза. Последовательность и содержание работы. Подберите 10-12 заданий и оформите для проведения на лабораторном занятии 5-6 заданий.

Литература:

- Основная

 

1. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма. /Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 326-333.

2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. - СПб.,1997 – 286 с.

3. Логопедия : Учеб. для студентов... / Под ред. Л.С.Волковой. – 2 –е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. – с. 346.

4. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

5. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. . Бородич А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1981.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. —— 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с

-Дополнительная литература

¾ Коробейникова В.Н. О некоторых приемах обучения чтению// Начальная школа.- 2007.-№ 11.-С.31-36.

¾ Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. — М.: Ось-89, 1999.

¾ Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2008. – 472 с.

¾ Методика обучения чтению : Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. - М. : Сфера, 2001. - 234 с.

¾ Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: Аркти, 2001.

¾ Сальникова Т. П. Методика обучения чтению - М.: Творческий центр, 2000.

¾ Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. - Т.2: Проблемы русской школы.- М., 1994.- 438 с.

Экспресс - опрос

Задание 1. Выберите и подчеркните анализаторы, согласованной работой которых обеспечивается процесс письма: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, двигательный, слуховой, тактильный.

Задание 2. Выберите и подчеркните ступени овладения чтением по Егорову Т. Г.

-логографическое чтение;

-овладение звукобуквенными обозначениями;

-послоговое чтение;

-ортографическое чтение;

-ступень становления синтетических приемов чтения;

-ступень синтетического чтения;

-альфабетическое чтение.

 

Тема 3. Механизмы и симптоматика дислексии ВСТРЕЧА №3-6 ч. Семинарское занятие-4 ч. Лабораторное занятие-2 ч. Вопросы для самоподготовки 1. Психологические аспекты механизмов нарушения чтения (Р. И. Лалаева). 2. Психолингвистический аспект нарушений ч тения. 3. Симптоматика дислексии по Т. Г. Егорову, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной и др. Теория в схемах и таблицах Схема 4 Механизмы дислексии (по Р.И.Лалаевой) ДИСЛЕКСИЯ  
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ  
Несформированность: психических функций, осу­ществляющих процесс чте­ния в норме: зрительного анализа и синтеза; простран­ственных представлений; фонематической системы; недоразвитие лексико-грамматического строя речи Нарушение операций процесса чтения: зрительного восприятия и различения букв: выбора фонемы; слияния звуков в слоги; синтеза слогов в слово; синтеза слов в предложения; соотнесение со смыслом

МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИ

Несформированность сенсомоторных операций (зрительно - про­странственного анализа букв и их сочетаний в слове). Несформированность языковых операций на фонематическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Нарушение семантических операций.

 

Таблица 1

Группы ошибок чтения при дислексии

 

  Группы ошибок Характер проявления Примеры
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы Замены и смешения фонетически близких звуков (звон­ких/глухих: аффрикат и звуков, входящих в их состав) Замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н и др.) Недифференцирован­ные, вариативные за­мены (Ж-М-Л) «ТЕВОЧКА» «ЛОБAT А» «ОДУВАН- ТИК»
     
2. Побуквенное чтение Нарушение слияния звуков в слоги и слова: буквы называются поочередно РАМА Р,А,М,А
3. Искажение звукосло-говой структуры сло­ва Пропуски согласных при стечении Пропуски согласных и гласных при отсутст­вии стечения Добавление звуков Перестановки звуков Пропуски, перестанов­ки слогов «КАМЕИКА» «ПАРВОЗ» «ПОД ДОЖДИЕМ» «ЛОТАПА» «КАВАНА»
4. Нарушение понима­ния прочитанного На уровне отдельного слова при технически правильном чтении На уровне предложе­ния и текста как след­ствие неправильного чтения  
5. Замены слов ЗАХЛЕСТНУЛА - « ЗАХЛОПНУЛА»
6. Аграмматизмы при чтении (выявляются на аналитико - син­тетической и синте­тической ступени овладения навыком чтения) Ошибки согласования существительного и прилагательного Ошибки нарушения падежных окончаний Ошибки изменения окончания глаголов и др. «СКАЗКА ИНТЕРЕС­НОЕ» «ОТКРЫЛ ФОРТОЧКА» «ПРОМЧАЛСЯ МАШИ­НА»

Задания для практической работы

1. Раскройте психологические аспекты механизмов нарушения чтения

2. В чем сущность психолингвистического аспекта нарушения чтения?

3. Расскажите о взглядах на симптоматику дислексии М. Е. Хватцева, Т. Г. Егорова, Р. И.Лалаевой, О. А. Токаревой, Р. Е. Левиной. Обобщите взгляды ученых и представьте целостную картину проявлений дислексии.

 

Экспресс – опрос

Задание 1. Выберите и подчеркните названия этапов овладения чтением: аналитический, анализаторный, аналитико - синтетический, артикуляторно - акустический, подготовительный, синтезирующий, синтетический.

Задание 2. Выберите и подчеркните операции процесса чтения.

- выбор графемы

- зрительное восприятия и различения букв

- выбор фонемы

- слияние звуков в слоги

- слияние букв в слово

- синтез слогов в слово

- синтез слов в предложения

- соотнесение со смыслом

Задание 5. Выберите и подчеркните механизмы нарушения чтения.

- несформированность сенсомоторных операций

- нарушения в периферическом отделе слухового анализатора

- несформированность лексико - грамматического строя речи

- нарушение семантических операций

- нарушение функции зрения

- несформированность фонематического строя речи

Задание 4. Выберите и подчеркните основные группы ошибок при дислексии.

- побуквенное чтение

- послоговое чтение

- искажение звукослоговой структуры слова

- аграмматизмы

- неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы

- вариативные, случайные ошибки при чтении

- нарушение понимания прочитанного

- замены слов близкими по звучанию и произнесению

Литература:

-Основная

1. Егоров Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения. / Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С 333- 337

2. Хватцев М.Е. Алексия и дислексия. / Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 337 – 339.

3. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма. / Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 456.

4. Лалаева Р. И. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей. /Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 481

5. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. / Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 287.

6. Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. / Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 439.

-Дополнительная

1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П.-1997

2. Иншакова О.Б. Дислексия. // Дефектология №5, 2004. С. 81.

 

Логопедические технологии

 

1. Подготовьте диагностический материал для исследования состояния речезрительных функций; зрительной, речеслуховой и речедвигательной памяти (см. Приложение 2, пункт 3-4). Оформите материал в печатном виде, чтобы его можно было использовать неоднократно.

2. Подготовьте форму протокола, в котором укажите имя ребенка, дату проведения исследования, отразите основные этапы процедуры обследования, их педагогическое обеспечение и другие важные сведе­ния, полезные для итогового анализа.

Таблица 2

Примерный образец учебного протокола

 

Исследование навыка чтения имя класс дата обследования
   
Исследуемые компоненты на­выка чтения Оборудование Инструкции ребенку Резуль­таты выпол­нения заданий
       
       

3. Рассчитайте время, необходимое для проведения исследования.

4. По окончании обследования проанализируйте записи, сделан­ные в протоколе. Анализ выполняйте строго в соответствии с выбран­ной методикой.

Литература:

 


1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П.-1997 с. 166-167, 158-159, 159-161.

2. Ю.Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М 2002, с. 12-74.

3. Вятлева Ю.Е. Методические рекомендации по использованию «Пакета диагностических заданий по русскому языку для выявления актуального уровня знаний, умений и навыков учащихся начальных классов специальных общеобразовательных школ 5 вида». - М 2001 с.11-13.

Тема 4 .

Классификация дислексии

Вопросы для самоподготовки

1. Классификация дислексий в исследованиях Хватцева М.Е.

2. Классификация дислексий Токаревой О.А.

3. Классификация дислексий по Лалаевой Р.И. (фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная формы дислексии).

Теория в схемах и таблицах

Схема 5

Классификации дислексии

КРИТЕРИИ КЛАССИФКАЦИИ

НАРУШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИЗАТОРОВ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИИ ПРОЦЕССА ЧТЕ­НИЯ

           
     
 
АВТОРЫ КЛАССИФИКАЦИИ


О.А.ТОКАРЕВА   М.Е.ХВАТЦЕВ   Р.И.ЛАЛАЕВА  

ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

 

 

           
     


АКУСТИЧЕСКАЯ ОПТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ   ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ОПТИЧЕСКАЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ ОПТИЧЕСКАЯ ТАКТИЛЬНАЯ

 


 

Таблица 3

ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ (ПО Р. И. ЛАЛАЕВОЙ)

Виды дислексии Механизмы Проявления
1 Фонематическая
2 Семантическая (механическое чтение)
3 Аграмматическая  
4 Мнестическая
5 Оптическая
6 Тактильная

ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ (По А.Н. Корневу )

Виды дислексии Механизмы Проявления
I     Этиопатогенетическая ось (особенности этиологии и патогенеза)   Энцефолопатическая   Массивные двусторонние повреждения мозга, нивелирующие половые различия уязвимости и пластичности мозга психоорганическая симптоматика   нарушения чтения носят стойкий характер     неспецифические вегетативные симптомы (гипермоторное беспокойство, вазомоторные нарушения), органические мозговые симптомы (неустойчивость поведения, огрубление аффектов, слабость побуждений, слабость концентрации внимания), локальный мозговой колорит (лобный синдром, моторная алалия, дислексия, дисграфия)
2 Конституциональная Генетическая предрасположенность Затруднения только чтения, имеет благоприятный прогноз
3 Конституционально-энцефолопатическая Сочетание двух предыдущих   Наиболее тяжелое и стойкое расстройство  
II   1. Психопатологическая ось (ведущий синдром)   Синдром церебрастенического инфантилизма резидуально-органическое поражение коры головного мозга с соответствующими экзогенными и этиологическими факторами.       Несамостоятельны, внушаемы, снижение умственной работоспособности, повышенная утомляемость, затруднения концентрации внимания, умозаключения поверхностны, шаблонны, дислексия сочетается с дискалькулией, уровень интеллекта ниже возрастной нормы.
2. Синдром органического инфантилизма Сочетание инфантильных черт личности с аффективной неустойчивостью, раздражительностью, упрямство, негативизмом, извращение цикла «сон-бодрствование»
III       Психологическая ось (ведущий синдром нарушения «Дисфазический» вариант дислексии     Дисгнозический вариант дислексии   Нарушение некоторых сторон устной речи   Неполноценность функций относящихся не к речевой сфере Нарушения фонематического восприятия, словарный запас ограничен в объеме, аграмматизмы, выраженные нарушения звукопроизношения, нарушения припоминания слов.    
IV Функциональная ось (степень дезадаптации)  
Латентная
Выраженная дислексия
Алексия
             

Задания для практической работы

1. Расскажите, какие критерии лежат в основе различных класси­
фикаций дислексии (см. Схему 5)

- Объясните, в чем состоят недостатки критериев классифика­
ций О.А.Токаревой, М.Е.Хватцева с позиции современного представ­
ления о механизмах дислексии?

2. Проанализируйте современную классификацию дислексии Р.И.­
Лалаевой и заполните таблицу (см. Таблицу 3).

- Объясните ее преимущества по сравнению с классификациями
других ученых.

3. Приведите примеры нарушения процесса чтения, иллюстриру­ющие проявления разных видов дислексии. При ответе используйте материалы учебника.

4.Расскажите о нарушениях неречевых функций у детей, имею­щих: а) тактильную дислексию; б) оптическую дислексию; в) мнестическую дислексию; г) семантическую дислексию.

- Ответьте на вопрос, что является характерным для речевого раз­
вития детей, имеющих: а) фонематическую дислексию; б) аграммати-
ческую дислексию?

5. По аналогии с Таблицей 3 составьте таблицу «Виды дислексии» (по А.Н.Корневу).

- В чем заключается новизна и своеобразие научных взглядов ав­
тора на проблему симптоматики дислексии? При подготовке ответа на
вопрос используйте дополнительную литературу.

 

  Литература: - Основная 5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1997, с. 42 -114. 6. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи / Логопедия: Учеб­ник. - М„ 1995, с.357-360. -Дополнительная 1. Хватцев М.Е. Алексия и дислексия. / Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 337- 348. 2. Лалаева Р. И. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей. /Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 496 3. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма. / Хрестоматия по логопедии. Том II. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. С. 456. 4. Логопедия : Учеб. для студентов... / Под ред. Л.С.Волковой. – 2 –е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. – с. 346.. Логопедические технологии Задания для лабораторной работы 1. Посетите образовательные учреждения VII,VIII видов и прове­дите обследование чтения учащегося младших классов с тяжелым на­рушением речи (или с задержкой психического развития, или с умственной отсталостью). 2. При подготовке к выполнению данного задания соблюдайте следу­ющую последовательность. Последовательность подготовки и проведения исследования процесса чтения · Определите методику исследования навыка чтения, согласно которой вы будете работать. · Подготовьте необходимый для проведения исследования рече­вой материал. Оформите материал в печатном виде, чтобы его можно было использовать неоднократно. · Подготовьте форму протокола, в котором укажите имя ребенка, дату проведения · исследования, отразите основные этапы процедуры обследования, их педагогическое обеспечение и другие важные сведе­ния, полезные для итогового анализа (см. Таблица 3). · Рассчитайте время, необходимое для проведения исследования (не более 30 минут). · По окончании обследования проанализируйте записи, сделан­ные в протоколе. Анализ выполняйте строго в соответствии с выбран­ной методикой. 5. Ha основании итогового анализа сделайте выводы о степени нарушения чтения (алексия, дислексия), определите характер наруше­ния чтения (вид дислексии).

ВСТРЕЧА № 5-6 часов

Тема: Логопедическая диагностика детей с дислексией

Вопросы для самоподготовки

1. Задачи и принципы логопедического обследования детей с нарушения­ми письменной речи.

2. Структура логопедического обследования учащихся с нарушениями письменной речи.

3. Обследование состояния сенсомоторных функций в структуре логопедического обследования учащихся с нарушениями письменной речи.

4. Обследование состояния чтения в структуре логопедического обследования учащихся с нарушениями письменной речи.

5. Современные методы обследования навыка чтения.

Теория в схемах и таблицах

 

Схема 6

 

Принципы логопедического обследования

 
 

 

 


ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


 

 

 

Схема 7

 

Алгоритм логопедического обследования

 


ВСТРЕЧА № 5

 

Задания для практической работы

1. Ответьте на вопрос: какова цель обследования детей с нарушени­ями письменной речи?

2. Раскройте содержание основных принципов проведения лого­педического обследования детей с нарушениями письменной речи, опираясь на Схему 6.

3. Расскажите о структуре логопедического обследования младших школьников с нарушением письменной речи, опираясь на Схему 7:

 

· Объясните логику структуры логопедического обследования детей с нарушением письменной речи.

· Объясните значение первичных сведений о ребенке в системе обследования детей с нарушением письменной речи для логопедичес­кого заключения.

· Объясните значение выводов о состоянии процессов устной речи, неречевых процессов/функций для логопедического заключения.

6. Расскажите содержание методики обследования состояния сен-
сомоторных функций.

4. Ответьте на вопрос: какова роль сведений о нарушениях данных функций в логопедическом обследовании детей с нарушениями пись­менной речи?

7. Познакомьтесь с материалами учебника и рекомендованной
литературой по разделу логопедического обследования, отражающи­ми содержание исследования процесса (навыка) чтения. Расскажите о
различных подходах авторов к исследованию данного процесса.

5. Подготовьте семинарское занятие в форме деловой игры
«Круглый стол» на тему «Методы исследования чтения учащихся с
нарушениями письменной речи». Выступите с докладами в роли уче­ных, разработавших эти методы.

 

 

Экспресс - опрос

Задание 1. Выберите и подчеркните принципы логопедического обследования детей с нарушениями письменной речи.

- принцип комплексности

- онтогенетический принцип

- патогенетический принцип

- принцип системности

- принцип развития

- принцип обходного пути

- деятельностный принцип

- дидактические принципы

- личностный принцип

Задание 2. Выберите и подчеркните основные приемы логопеди­ческого исследования чтения.

- определение скорости чтения

- определение темпа, ритма речи

- определение понимания прочитанного

- определение способности к дифференциации звуков

- определение ведущей руки, ноги, глаза

- определение способа чтения

- определение характера ошибок в диктанте

- определение характера чтения

 

Рекомендуемая литература

- Основная

1. Алтухова Т. А. Обследование чтения./ Методы обследования речи детей.-М., 2003, с. 101-111.

2. Венедиктова Л.В., Лалаева Р.И. Схема обследования ребенка с расстройствами чтения и письма./ Диагностика нарушений речи и орга­низация логопедической работы в условиях дошкольного образователь­ного учреждения. -СПб., 2002, с.68 -91.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб., 1997, с.182-189,261-265.

4. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /под ред. Л.С. Волковой. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-С. 99-108., С. 43-50.

5. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.: Айрис-пресс, 2004.-С.46—111.

- Дополнительная

1. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. -М.,2002,с.32-34.

2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов./ Основы логопеди­ческой работы с детьми.-М., 2003, с. 161 -163.

 

Логопедические технологии

1. Проведите углублённое логопедическое обследование одного учащегося с нарушением чтения. При выполнении данного задания обратите внимание на следующую последовательность подготовки к обследова­нию.

Содержание обследования (пропускаем паспотрные данные, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии)

 

I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.

1. Сенсомоторное развитие:

· Латеральная организация, сформированность соматопространственных ощущений (задания действия предметами, схема собственного тела, проба Хэда на отраженные действия).

· Характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания;

· Характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (кулак-ребро-ладонь, пересчет пальцев, воспроизведение в строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера и др.)

· Характеристика слухо-моторной и зрительно-моторной координации; состояние внимания ( воспроизведение ряда слогов, ритмических рядов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда, срисовывание графических образцов).

2.Интеллектуальные функции, личностные особенности:

· Характеристика состояния зрительного и слухового внимания: умение сосредотачиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (Лабринт, Корректурная проба, выделение заданного слова в процессе слухового восприятия, ответы на вопросы).

· Характеристика состояния зрительной и слуховой памяти: быстрота, объем, прочность, точность воспроизведения (описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов и др.)

· Характеристика особенностей мышления: развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое) понимание причинно-следственных связей, общая осведомленность, ориентировка во времени, активность, самостоятельность мышления (Четвертый лишний, классификация, Аналогии, Сравнение понятий, понимание рассказов со скрытым смыслом)

· Характеристика способности к саморегуляции в деятельности (способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения) (наблюдение за ребенком в процессе выполнения письменных работ, проведение графических диктантов, рисование узора под диктовку в тетради в клетку и др.).

· Характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки, волевых качеств, наличие школьной тревожности (специальные психологические тесты)

II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций.

Логопедическое заключение

Процедура проведения углубленного логопедического обследования учащегося с нарушением письменной речи

Подготовительный этап

I. Анализ структуры обследования (подготовка формы речевой карты, утверждение формы речевой карты методистом или админист­ратором учреждения).

//. Подготовка диагностичекого материала к обследованию

(подбор заданий и дидактического материала; систематизация матери­ала обследования в соответствии с выбранной структурой; подготовка протоколов к обследованию; утверждение процедуры обследования методистом или администратором учреждения).

///. Составление плана обследования (распределение времени, необходимого для исследования различных состояний речевой систе­мы ребёнка и неречевых функций: составление поурочного планиро­вания).

Основной этап

Проведение обследования (согласно утверждённой процедуре; заполнение протоколов обследования)

Заключительный этап

I. Заполнение речевой карты (внесение сведений о выполнении детьми заданий в речевую карту; составление предварительного зак­лючения по результатам углублённой диагностики)

//. Анализ сведений, полученных в ходе углублённой диагности­ки (постановка уточнённого диагноза; составление рекомендаций к дальнейшей работе по коррекции выявленного нарушения; составле­ние представления на школьный консилиум или методическое объеди­нение учителей начальных классов).

Внимание! Работа логопеда в системе начального и среднего об­разования тесно соприкасается с работой учителя начальных классов, учителей - предметников, связанной с обучением ребенка, имеющего речевое нарушение. Учитель - логопед представляет результаты диагностики на заседании педагогического совета или школьного консили­ума; педагоги, таким образом, получают сведения о детях «группы риска» и имеют возможность осуществлять в своей работе индивиду­альный подход к обучению таких детей с учетом данных логопедом рекомендаций.

 

Литература

1. КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб., 1997,

с.182-189, 261-265.

2. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. -М.,2002,с. 32-34.


Лабораторная работа -2 часа

План:

1. Проведите обследование письма у ученика начальных классов вспомогательной школы.

Последовательность качественного анализа письменных работ учащегося с дисграфией

I. Подчеркните в диктанте места, в которых ученик допустил спе­цифические, орфографические ошибки или исправления.

П. Проанализируйте каждую подчеркнутую ошибки, используя следующие условные обозначения ошибок разного вида (надпи-ите над строкой условное обозначение конкретной ошибки).

«арт.» - «замены звуков» на письме у ребенка с нарушением зву-

копроизношения

«ак.» - ошибка, характерная для симптоматики дисграфии на осно­ве нарушения фонемного распознавания

«яз.» - ошибка, характерная для симптоматики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

«агр.» - аграмматизмы на письме

«опт.» - замены букв сходными оптически или кинетически.

«орф.» - орфографическая ошибка

Ш.Конкретизируйте (расшифруйте) условные обозначения, сделав записи на полях. Например: Р= «Л», Ц=«ТС», Б=«Д», «проп. слога», «замена слова» и т.д.

IV. Систематизируйте полученные данные.


Учет специфических ошибок

 

Виды ошибок Кол - во в работе Виды ошибок Кол - во в работе
1. «замены звуков» на письме   5. аграмматизмы на письме  
2. «ошибка» фонематического восприятия   6. замены оукв сходными оптически или кинетически. !
3. «ошибка» языкового анализа и синтеза   7. орфографическая ошибка  

 

V. Сделайте вывод о наличии и преобладании определенных видов специфических ошибок в письменной работе.

2. Произведите количественный анализ письменных работ.

3. Познакомьтесь с вариантами логопедического заключения по результатам обследования младших школьников с нарушениями пись­менной речи (по пособиям на выбор).

- В чём принципиальное различие между понятиями «логопеди­ческое заключение» и «логопедический диагноз»?

 

- На каком основании составляется логопедическое заключение и из каких разделов оно состоит?

- Каким образом может изменяться логопедическое заключение в течение учебного года?

- Что представляет собой логопедический диагноз?

- Как отразится в логопедическом заключении речевая симпто­матика дисграфии?


Приложение 2

Перечень материалов для исследования сенсомоторных функций

1. Исследование состояния зрительного гнозиса, анализа и синтеза

- Контурные изображения предметов.

- Пунктирные изображения предметов.

- Контурные изображениями предметов, перечеркнутые линия­ми различных направлений.

- Контурные заштрихованные изображения предметов.

- Контурные изображения предметов, наложенных друг на друга

2. Исследование состояния зрительно - пространственного гнозиса и праксиса:

- Текст инструкций для обследования ориентировки в схеме соб­ственного тела.

- Текст речевой пробы Хэда.

- Конструктивные картины.

- Изображением предметов с недостающими элементами.

3. Исследование речезрительных функций:

- Изображения печатных букв.

- Пунктирные изображения печатных букв.

- Изображения недописанных печатных букв.

- Стилизованные изображения печатных букв и слов.

- Изображения печатных букв в «зашумленном» виде.

- Изображения печатных букв, написанных правильно и зеркально.

- Изображения печатных букв, наложенных друг на друга.

- Набор элементов печатных букв.

- Изображения рукописных букв.

- Пунктирные изображения рукописных букв.

- Изображения рукописных букв с недостающими элементами.

- Изображения рукописных букв в «зашумленном» виде.

- Изображения рукописных букв, сходных по написанию.

- Изображения рукописных букв, наложенных друг на друга.

- Набор элементов рукописных букв.

4. Исследование состояния зрительной, речеслуховой, речедвигательной памяти:

- Цветные изображения геометрических фигур.

- Контурные изображения геометрических фигур.

- Серии из пяти слов для запоминания.

- Тексты предложений для запоминания.

- Тексты двустиший, четверостиший, скороговорок для запомина­ния.


ВСТРЕЧА №6

Приложение 3

План анализа урока чтения

  1. Дата проведения
  2. Вид занятия
  3. Тема занятия:

 

  1. Этап логопедической работы:

 

  1. Группа (класс):

 

  1. Цель занятия:

 

  • Задачи:

–Коррекционные речевые:

 

 

–Коррекционные неречевые:

 

 

–Педагогические задачи:

 

 

Предварительная работа:

 

 

Материал:

 

 

Вводная часть занятия Основная часть занятия Организация окончания занятия  
1. Организационный момент   Задание №1     Цель:   Вопросы по содержанию занятия -   -   - -  
2. Заинтересовывающий момент     Задание №2     Цель: Обобщение ответов ребят логопедом
Вводная часть занятия Основная часть занятия Организация окончания занятия  
  3. Проверка домашнего задания     Задание №3     Цель:   Оценка деятельности ребенка (ребят)  
  4. Сообщение темы или цели занятия   Задание №4     Цель: Объяснение домашнего задания  
    Задание №5     Цель:   Прощание с учащимися
    Задание №6     Цель:    

 

Общий вывод по занятию:

1. Соответствует ли структура занятия его цели и задачам?

 

2. Прослеживается ли логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия?

 

 

3. Насколько целесообразно распределение времени по этапам занятия?

 

 

4. Рационально ли использовано оборудования кабинета?

 

 

5. Имело ли место организация начала и конца занятия?

 

 

6. Насколько оптимальным был темп ведения занятия?

 

 

7. Был ли у логопеда план занятия и какова степень его выполнения?

 

 

8. Соответствовал ли уровень сложности заданий речевым возможностям пациентов?

 

 

9. Прослеживалась ли связь содержания занятия с потребностями и интересами пациентов?

 

 

10. Выделите ведущие направления логопедической работы в просмотренном занятии.

 

 

11. Имело ли место на занятии формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов пациентов средствами самого материала занятия? Докажите свое предположение.

 

 

12. Насколько верно были отобраны методы, приемы и средства обучения с учетом:

 

–темы урока;

–цели урока;

–возможностей пациентов;

–возможностей самого логопеда;

–учебно-материальной базы.

 

13. Как логопедом определялось качество освоения пациентом заданий?

 

14. Выделите особенности организации логопедом самостоятельной работы пациентов (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельной работы, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и т.д.)

 

 

15. Оцените уровень владения логопедом педагогической техникой: темп речи, дикция, эмоциональность речи, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на пациентов.

 

 

16. Какова активность и работоспособность пациентов на занятии?

 

 

17. Наличие навыков самоконтроля.

 

 

18. Мотивировка домашнего задания на данном занятии, его цели и осознание этих целей пациентами.

 

 

19. Посильность домашнего задания для всех пациентов.

 

 

20. Методы и приемы проверки домашнего задания.

 

 

21. Психологическое состояние пациентов перед началом занятия, в ходе него и после окончания занятия.

 

 

22. Имело ли место привлечение эмоций учащихся в процессе обучения?

 

 

23. Каково знание логопедом возрастной психологии, психологический контакт с пациентами; педагогический такт логопеда?

 


Тема № 5

Диагностика дислексии

 

План:

  1. Основные задачи диагностики
  2. Современные подходы к обследованию нарушений чтения. Принципы и методы обследования чтения.

Синдромы дислексии и дисграфии – явления, возникшие на пересечении биолого-психологических и социокультурных закономерностей, поэтому их диагностика должна включать широкий ассортимент клинико-психологических и психолого-педагогических методик. В процессе обследования должны принимать участие, по меньшей мере, три специалиста: психиатр, психолог и логопед.

Обычно поводом для обращения к врачу или логопеду является рекомендация учителя или инициатива родителей, предполагающих наличие у ребенка трудностей в овладении письмом или чтением.

Цель обследования – определение возможных механизмов расстройства чтения, выявление структуры дефекта чтения, характера и степени выраженности нарушений составляющих его компонентов.

В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющиеся у него возможности. Анализ результатов обследования позволяет логопеду определить индивидуальную педагогическую стратегию в коррекционной работе, ее отправные моменты, ведущие и сопровождающие направления.

Первичное логопедическое обследование должно проводиться на ранних этапах обучения. Чем раньше проведено обследования, тем выше вероятность того, что работа будет иметь профилактический характер, корректирующий затруднения в овладении чтением и предупреждающий возникновение его массированного стойкого нарушения.

Основные задачи диагностики (по А. Н. Корневу)

Первая задача - уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках.

А). медленное освоение навыка чтения с точки зрения родителей. На самом деле ребенок вполне укладывается в рамки нормы с учетом ее вариативности.

Б). пропуски занятий по болезни - отставание в овладении навыками письма и чтения

В) Неверно выбранная методика обучения чтению. В процессе обследования и пробного коррекционного обучения необходимо выяснить: аналитический или синтетический тип восприятия и усвоения информации доминирует у ребёнка [Денисова З.В., 1974]. В первом случае материал легче усваивается поэлементно с последующим синтезом. Для таких детей аналитико-синтетический метод обучения грамоте адекватен. Другие дети легче усваивают новое сначала глобально, как целостный образ, а потом постепенно вычленяют отдельные элементы и детали. В этом случае, например, буквы легче запоминаются по общему очертанию, а не как сумма графических элементов. Чтение на начальном этапе им легче усваивать глобально или полуглобально. Важно знать, какой из анализаторов ребёнка функционально “сильнее”. J. Kaluger и C. Kolson (1978) предлагают использовать в таких случаях методику “быстрого тестирования модальности” (Kolson Quik Modalities Test) – KQM. Это краткий тест определения ведущей модальности, дефицитарной модальности и состояния интермодальной интеграции. Необходимым условием для возможности использования методики является умение ребёнка считать до 30. Тест включает следующие задания:

а) ребёнку предлагается: “Посчитай, сколько кружков на этой карточке”. При этом он не должен пересчитывать их пальцем (только визуально). Допущенная ошибка свидетельствует, по мнению авторов, о недостаточной интегрированности зрительного анализатора (рис. 20);

б) ребёнку предлагают закрыть глаза. Инструкция: “Я буду стучать по доске. Скажи: сколько раз я ударил?” Обследующий делает 13 ударов с неравными интервалами. Наличие ошибки в ответе ребёнка, по мнению авторов, свидетельствуют о недостаточности слухового анализатора;

в) обследующий даёт ребёнку карандаш с резинкой на тупом конце. Ему предлагается закрыть глаза и 15 раз постучать резинкой по руке обследующего. При наличии ошибок делается вывод о слабости кинестетического анализатора;

г) инструкция: “Я постучу тебя по спине. Скажи: сколько раз я постучал?” Обследующий делает 17 ударов с неравными интервалами. Ошибка подсчёта свидетельствует о недостаточности тактильных ощущений ребёнка;

д) инструкция: “Перечисли направления, которые указывают эти стрелки. Если стрелка указывает вправо, скажи “право”, если влево – “лево”, вниз – “вниз”, вверх – “вверх”, объясняя, следует показать это на других стрелках (не тестовых). Если ребёнок не владеет понятиями “право – лево” – то можно заменить их словом “вбок”. Тест оценивает зрительно – моторные, речевые и пространственные способности. Если задание выполнено, то переходят к следующему. Если нет, то сразу к последнему (рис. 21);

е) инструкция: “Я хочу, чтобы ты вновь указал направление этих стрелок, но теперь сделай это молча. Показывай рукой направление, которое указывает стрелка”. Перед выполнением продемонстрировать ребёнку пример. Тест оценивает пространственную ориентировку и пространственный праксис;

ж) инструкция: “Вновь выполни то же задание, но теперь делай это в такт с моим постукиванием”. Обследующий отстукивает ритм 1 удар в секунду. Тест оценивает способность к интеграции слухового и моторного анализаторов.

Все перечисленные тесты в основном определяют слабую модальность (анализатор) ребёнка. Приведённый ниже тест из двух модальностей (зрительной и кинестетической) выявляет ведущую;

з) инструкция: “Возьми лист бумаги и карандаш. Когда я скажу “начинай”, положи лист себе на лоб и напиши на нём слово “КОТ”.” Если слово оказывается написанным задом наперёд, то кинестетический анализатор доминирует над зрительным. Если слово написано слева направо, то зрительный анализатор является ведущим.

Полученные данные используются при выборе метода коррекции. Например, если у ребёнка с дислексией страдает фонематическое восприятие, то целесообразно стимулировать в процессе письма опору на проговаривание, что позволяет компенсировать неполноценность слуховых фонематических образов за счёт сохранности кинестетической дифференциации. Однако если в механизмах дисграфии участвует патологическая опора на проговаривание при дефектной кинестезии артикуляторных органов, то акцент следует переносить на слуховой анализ.

Вторая задача – диагностика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы. Сенсомоторные и графические пробы, требующие слуховой и зрительной дифференциации элементов, распределения внимания, активной работы памяти, помогают логопеду значительно расширить информацию о ребенке. Этой же задаче послужит исследование у школьника с дислексией ориентировки в пространстве и времени. Недостаточная ориентировка может обусловить трудности ребенка в различении форм времени и видов глагола, в усвоении пространственных и временных предлогов и в их правильном чтении.

Диагностически трудными являются аномалии чтения и письма у детей со снижением интеллекта. Решение вопроса, обусловлено ли отставание в данном навыке недостаточным умственным развитием или имеет самостоятельный генез, прямо зависит от результатов клинико-психологического исследования умственного развития ребенка. Логопедам рекомендуются тесты, выявляющие уровень развития интеллектуальных способностей, форм и операций мышления, так как обобщение, анализ и синтез являются основой формирования метаязыковых способностей (произвольных, осознанных операций с языковыми единицами).

Полноценная организация коррекционно-обучающего взаимодействия невозможна без определения ведущей модальности (репрезентативной системы) – канала наиболее полноценного восприятия и переработки информации. Преобладание какой-либо модальности (аудиальной, визуальной, кинестетической) должно учитываться при организации взаимоотношений с ребенком, в способе подачи информации на уроке или занятии.

Логопедическое обследование обычно не включает исследования слухоречевой памяти, между тем полноценность данной функции необходима для успешного овладения ребенком навыками произвольного, осознанного анализа речи и членения ее на известные языковые единицы.

Для правильной организации коррекционной работы важно изучить у школьников с дислексией особенности состояния внимания и произвольной регуляции действий.

Третья задача- исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой. Необходимо сопоставить степень выраженности затруднений в письменной речи и уровень развития устной речи. Выявляются речевые функции или навыки, несформированность которых создает патологическую основу расстройства.

Четвертая задача- анализ психопатологической картины, особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе. Массивность резидуально-органической симптоматики существенно влияет на прогноз и определяет выбор лечения.

Особенности реагирования на трудности в овладении письменной речью определяют возможности коррекционной работы в зависимости от активного или пассивного участия ребенка, наличия протестного поведения и т.п. и потребности в психотерапевтическом лечении.

Современные подходы к диагностической работе с детьми.

Логопедический подход – предполагает систему основных оценок, определение общего уровня успешности, вычерчивание речевого профиля и констатацию уровня сформированности разных сторон речи.

Одной из проблем в изучении нарушений письменной речи в настоящее время является некоторый разрыв между логопедической теорией и потребностями практической деятельности логопедов. В практике логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений чтения и письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы диагностики недостаточно эффективны. Кроме того, в пользу изменений содержания логопедической диагностики свидетельствует ее недостаточная информативность в отношении обоснования индивидуального подхода к ребенку и разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающего воздействия. Традиционное логопедическое обследование детей позволяет, в основном, оценить лишь актуальный уровень речевого развития и языковых способностей ребенка. Оно направлено на выявление симптоматики речевого нарушения и в большинстве случаев позволяет лишь догадываться о его механизмах.

Как правило, в логопедических методиках обследования взаимосвязь состояния речи ребенка с мозговыми системами ее обеспечения, с особенностями состояния других психических функций и особенностями индивидуального латерального профиля почти не учитывается или учитывается настолько формально, что это практически не дает информации для анализа. В схемах обследования, за редким исключением, даже нет такого раздела, который предусматривал бы качественный анализ состояния невербального интеллекта, особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка с нарушениями устной и письменной речи. В лучшем случае изучаются некоторые неречевые психические функции в аспекте наличия у ребенка так называемой неречевой симптоматики. Все это приводит к тому, что логопедическое обследование не решает полноценно главной своей задачи-разработки индивидуальной педагогической стратегии, построенной на анализе многоаспектной диагностической информации о конкретном ребенке. Помимо этого, объединение детей в процессе коррекционного воздействия на основе общности симптомов и симптоматический подход к коррекции нарушений как устной, так и письменной речи стали привычными в логопедической работе и делают ее неэффективной.

Эту ограниченность логопедической теории позволяют исправить специалисты из смежных областей знаний. В частности, публикации Л. С. Цветковой, Т. В, Ахутиной, А. Н. Корнева, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк дополняют представления логопедов о возможных методах диагностики чтения и письма. Современная психология и нейропсихология в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении.

Нейропсихологический подход к организации диагностики чтения и письма младших школьников.

В основу нейропсихологической диагностики положены современные представления о системной работе мозга, о взаимосвязи разных уровней его организации, о сложном происхождении и строении психических функций, их взаимовлиянии в процессе формирования. Нейропсихологическое диагностическое обследование представляет собой систему методов, использование которых позволяет оценить состояние всей психической сферы ребенка. При этом психические функции, а также личностные особенности ребенка изучаются системно, т.е. во взаимосвязи.

Нейропсихологический метод синдромного анализа (А. В. Сиротюк) позволяет не только выявить причину и механизм нарушения, определить психические функции, нарушенные по одному механизму, но и выявить и охарактеризовать сохранные функции. Диагностика позволяет определить, как протекало развитие определенного ребенка, в какой возрастной точке произошло отклонение в развитии от условного норматива.

Используемые в нейропсихологии понятии «фактор» и «синдром» были введены впервые А. Р. Лурия. Нейропсихо