Изображение сборочных единиц
Процесс сборки изделия обычно состоит из выполнения различных соединений: разъемных (соединения болтами, винтами, шпильками и прочими деталями с резьбой, а также штифтами, шпонками и др.) и неразъемных (соединение запрессовкой, клепкой, сваркой, пайкой, склеиванием и т.п.).
На рабочих чертежах деталей изделия детали должны изображаться в том виде, в котором поступают на сборку. Если при сборке деталей выполняется дополнительная обработка их совместно с другими деталями (например, выполнение сверления отверстий под штифты и стопорные винты), то все сведения об этой обработке отражаются на сборочном чертеже. На рабочих чертежах этих деталей отверстия не изображаются и сведения о них в технических требованиях не помещаются.
На чертежах общих видов и сборочных чертежах допускается помещать специальные технологические указания, если они являются единственными, гарантирующими качество изделия.
На чертежах общих видов и сборочных чертежах изделия с резьбой, подвергающиеся при эксплуатации действию вибраций, толчков и ударов, изображают совместно с деталями, предупреждающими их самоотвинчивание.
Детали, предназначенные для стопорения резьбовых изделий, стандартизованы, поэтому при вычерчивании таких деталей необходимо пользоваться соответствующими ГОСТами.
Для фиксации положения (установки) деталей относительно друг друга широко применяются установочные винты. Конструктивные формы и размеры установочных винтов определяются соответствующими стандартами.
Места соединения деталей, находящихся под воздействием избыточного давления какой-либо среды, должны быть уплотнены (герметизированы).
В большинстве машин и механизмов предусматривается специальная, надежно действующая система смазки.
Недостаточная смазка может привести к быстрому нагреванию и износу трущихся поверхностей, в результате чего машина выходит из строя.
При выполнении чертежа общего вида и сборочного чертежа изделия на нем необходимо отразить систему смазки трущихся поверхностей деталей и правильно изобразить элементы смазочных устройств.
В современном машиностроении широкое применение находят подшипники качения, типы и размеры которых определяются соответствующими стандартами. Размеры этих подшипников даны в СТ СЭВ 402-76 ГОСТ 831-75, ГОСТ 3395-75 и др.; поля допусков посадочных мест указаны в СТ СЭВ 773-77.
Подшипники качения состоят из следующих основных частей: колец (наружного и внутреннего), шариков (или роликов) и сепаратора, отделяющего шарики (или ролики) друг от друга.
На чертежах общих видов и сборочных чертежах подшипники качения в осевых разрезах изображаются, как правило, упрощенно по ГОСТ 2.420-69 без указания типа и особенностей конструкции. Контурное очертание подшипника здесь выполняется сплошными основными линиями по его контуру, внутри которого проводятся сплошными тонкими линиями диагонали.
Если на чертеже общего вида и сборочном чертеже необходимо указать тип подшипника, то в контуре его изображения наносится условное графическое изображение по ГОСТ 2.770-68.
Большей частью при сборке пружина предварительно деформируется: сжимается (пружина сжатия) или растягивается (пружина растяжения). Для регулирования величины этой деформации применяются различные устройства, например винт установочный. Вычерчивая сборочные чертежи, содержащие пружины, следует учитывать их предварительные деформации и изображать пружины соответственно с измененными расстояниями между витками (в отличие от рабочих чертежей, на которых пружины изображаются в свободном состоянии).
Винтовые пружины изображаются как правило с правой навивкой. Если число витков изображаемой пружины больше четырех, то на каждом конце пружины изображают по 1-2 витка (кроме опорных) и проводят осевые линии через центры сечений витков по всей длине пружины. Допускается в разрезе изображать пружину только сечениями витков. Если сечения витков на чертеже не превышают 2 мм, то их показывают зачерненными.
Пружина, изображенная на чертеже общего вида и сборочном чертеже лишь сечениями ее витков, условно считается закрывающей расположенные за ней предметы до контура сечений витков или до осевых линий сечений витков.
Если диаметр проволоки или толщина сечения пружины на чертеже не более 2 мм, то пружину можно изображать прямыми линиями, толщина которых принимается несколько больше толщины сплошной основной линии, принятой на чертеже.