Элементарные операции РR
В своей основе PR опирается на ряд элементарных операций, выполняемых человеком в процессе обработки информации. Одной из таких операций является присоединение.Человек осуществляет отождествление двух объектов, находящихся рядом. Например, на этом строилось открытие понятия монтажа в кино, когда стоящие рядом два кадра из совершенно разных контекстов связывались зрителем в единую логическую цепь. Это же активно используется и в рамках PR.
Присоединение лежит в основе моделирования поведения лидера. Электорат хочет присоединиться к сильному, уверенному в себе политику, поэтому западные специалисты учат лидеров не выдавать своего волнения.
С присоединением к отрицательным объектам надо, наоборот, бороться. Отсюда возникает проблема дистанцированияот отрицательного объекта (или от потенциального негатива), что является широко распространенным в рамках западных PR. Так, чтобы снять имидж «железной леди», М. Тэтчер пытались запечатлеть, к примеру, прогуливающейся с собакой по пустынному пляжу.
PR ставит задачи поддержки нужного поведения и борьбы с отрицательным поведением. Поэтому важным аспектом PR становится изменение отношения,которое характеризуются в рамках следующих четырех функций: утилитарной, эго-защитной, оценочной и когнитивной.
1. Утилитарная функцияоправдывает приверженность потребителя определенной марке именно потому, что в прошлом данная марка приносила ему положительные результаты.
2. Эго-защитной функциейобъясняют использование человеком косметических и гигиенических товаров, которые помогают ему защищать свое «я», поднимать его выше.
3. Оценочная функциядает объяснение погоне за дорогими товарами, когда человек придерживается высокой оценки данного стиля жизни.
4. Когнитивная функцияиспользуется, чтобы рассказать человеку о преимуществах того или иного «товара».
Приэтом один и тот же товар разными людьми мотивируется по-разному.
Маркетинговые стратегии предлагают также различные варианты изменения отношения: изменение относительной оценки атрибутов, добавление атрибутов, изменение представлений о марках, изменение оценки марки.
1. В случае изменения относительной оценки атрибутовречь идет об одном и том же рынке, в котором один тип товара покупается из-за одного на
бора качеств, другой — из-за другого. Поэтому возникает возможность перевести на свою сторону чужих потребителей. Этоудается сделать за
счет завышения атрибутов, приписываемых своему продукту, и занижения характеристик из чужого набора.
2. Добавление атрибутапозволяет включить в рассмотрение новую характеристику, которая отсутствовала ранее. Иногда это сложно, так как все атрибуты уже использованы в случае известного продукта. Более верный путь — возникновение нового атрибута в результате технологического улучшения продукта.
3. В случае изменения представления о маркенельзя делать его слишком быстрым и сильным, поскольку потребитель наверняка отвергнет такое существенное изменение своих представлений.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте модель коммуникаций И. Эвен-Зохара.
2. Перечислите возможные варианты оформления профессиональных сообщений.
3. Назовите элементарные операции PR. Приведите примеры элементарных PR-операций: присоединения, дистанцирования и изменения отношения.
4. В чем суть операций присоединения и дистанцирования?
5. В рамках каких функций характеризуется изменение отношения?
6. Назовите характеристики вербальной сферы.
7.В чем заключается стратегия коммуникативной работы?
8. Кого называют лидерами мнений? В чем сущность модели «Лидеры мнений»?
9. Как происходит изменение мнений?