Примеры коммуникативных барьеров

Тип барьера Примеры проявлений
Личностные Психологическая несовместимость отправителя и получателя. Различия в ценностных суждениях Компетентность отправителя и получателя (знания, ква­лификация, навыки, опыт) Негативный прошлый опыт коммуникаций Селективное восприятие информации Неумение слушать собеседника Фильтрация информации Вредные вербальные привычки (слова и звуки-«паразиты»: «так сказать», «э-э», «это самое» и т.д. Вредные невербальные привычки (жесты, мимика и т.д.)
Физические Отвлекающий шум, временно заглушающий голос, передающий сообщение Расстояние между людьми во время общения; «Стены» Помехи во время радиопередачи
Семанти- ческие Различное понимание слов, рисунков, действий (мимики,жестов, пантомимики)
Языковые Различное понимание одних и тех же слов и выражений Жаргон, используемый в данной группе Слэнг
Организа- ционные Многоуровневость Нарушение нормы управляемости Излишняя централизация, что приводит к информацион­ной перегрузке центра Излишняя дифференциация подразделений, в результа­те чего их сотрудники замыкаются на решении проблем собственного подразделения и обмен информацией меж­ду ними ограничивается Неопределенность обязанностей и прав
Культурные различия Культурные различия, проявляющиеся, например, в:- пунктуальности, точности начала совещаний, переговоров и т.п.; - дистанции между общающимися людьми; - использовании вульгаризмов в деловой беседе; - приверженности своему языку при проведении перего­воров; - манерах держаться, например, при японцах нельзя дер­жать руки в карманах; - использовании различных жестов; - тоне, громкости голоса при переговорах и т.п.
Временные Дефицит времени общения
Коммуника- ционные перегрузки Часть сообщений отсеивается, даже не декодируетсяТрудность или невозможность упорядочить информацию,содержащуюся на многообразных носителях
Различия в статусе Один из участников коммуникации боится высказать свое мнение, боится задать вопрос, не желая выглядеть не­компетентным

Межличностные коммуникации в группе:

Линия, связывающая две организационные единицы, называется каналом.Если канал в момент передачи обмена информацией свя­зывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.

Сети могут быть открытыми и закрытыми.

Открытойсчитается сеть, в которой в точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути нет. Вернуться он может только тем же пу­тем, каким пришел.

В замкнутой (закрытой)информационной сети инфор­мация может вернуться к отправителю по другому каналу, отличному от того, по которому была послана. Однако точ­ка возврата необязательно будет исходной, сообщение мо­жет поступить в замкнутую сеть извне.

«Колесо».Вся информация стекается к сотруднику, за­нимающему центральное положение (точка Е). Иногда эту сеть называют «звезда». Силовые линии исходят из цент­ра. В сетях типа «колесо» представлена формальная цент­рализованная иерархия власти, при которой подчиненные осуществляют коммуникации друг с другом через своего начальника. «Колесо» позволяет начать действовать быст­рее. Информация из центра одновременно посылается во все точки. Здесь всегда ясно, кто несет ответственность, достигается больше порядка.

Это наиболее устойчивый тип сети, в ней трудно обра­зовать неформальный канал. Однако «колесо» сильно зави­сит от личностных характеристик лидера (центра). Может возникнуть информационная перегрузка центра. Возмож­на фильтрация информации центром.

«Цепочка»— линейная связь. Поток информации идет по прямой от А к В, С, Д, Е и наоборот. «Цепочка» эффек­тивна при выполнении повторяющихся, стандартных, ру­тинных операций, но плохо подходит для работы в посто­янно изменяющихся условиях.

Горизонтальные связи — элементы децентрализации.

«Шпора» или «Игрек (Y)»аналогичны «колесу», но вклю­чают три уровня, пункт А старше всех. Он несет ответствен­ность за всю организацию, его контрольные функции (под­линная власть) в большей степени зависит от действий В в его промежуточной позиции. В — центр реальной власти в «шпо­ре». Этой властью можно пользоваться как в интересах А, так и в собственных интересах В, возможно, и в интересах С, Д, Е. «Шпора» используется для снижения информационной перегрузки центра, отмеченной в «колесе», при этом следует тщательно продумать работу В. Централизованные сети типа «шпора» и «Y» эффективны при решении простых проблем.

«Вертушка»используются в ситуациях, когда группы осуществляют коммуникации по кругу. Здесь возможен обмен мнениями, хотя есть опасность искажения информа­ции при ее интерпретации.

«Круг»— коммуникации осуществляются между людь­ми, расположенными рядом друг с другом. В «круге» более благоприятный климат, он менее устойчив, чем «колесо».

«Всеканальные» сети— полностью децентрализован­ные сети. В них формальное лидерство разделено или пол­ностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет.

Этот тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении сложных проблем. Здесь каж­дый при желании имеет возможность высказать свое мне­ние. В этой сети больше энтузиазма, деловой активности, творческой работы сотрудников. Она быстрее поддается со­вершенствованию. В ней воспитываются лидеры, в ней обес­печивается равноправный доступ ко всей информации. До­стоверность и надежность информации высока, ее контроль более тщательный может осуществляться из нескольких точек, доступна проверка информации.

К основным недостаткам всеканальной сети можно отнести опасность группового единомыслия, неадекват­ность оценки трудностей (в группе — и «море по коле­но»), возникает угроза нарушения стабильности и по­рядка, появляется опасность необъективного подхода к выбору лидера.

Во вторичных сетях типа «тент», «палатка», «дом»позиции В и С, Е и Д находятся на одних организационных уровнях. Стрелки показывают направление силовых линий, информация идет в обоих направлениях.

«Тент» — здесь две разные силовые линии идут от ру­ководителя А, который организует и обрабатывает инфор­мацию. Это очень сильная и устойчивая сеть при условии четко определенной власти и ответственности. Здесь возни­кает минимум неофициальных взаимодействий.

«Палатка» образуется, когда руководитель в пози­ции А («босс») решает, что его старшим подчиненным В и С выгоднее вместе заняться общими делами, прежде чем передавать их наверх. Верхние позиции А, В, С об­разуют замкнутую сеть — небольшой круг, с каналом между В и С.

«Палатка» может быть очень эффективной и действен­ной при условии четкого определения прав и обязанностей В и С. В противном случае возникает широкая область нео­пределенности или потенциальных разногласий, требуется постоянное вмешательство; пункта А производительность сети снижается.

«Дом» получается, когда возникает новый официаль­ный канал Е-Д, это полностью замкнутая система. Возмож­на связь каждого пункта с другими точками по нескольким каналам.

Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяю­щий всех членов сети и два малых — А, В, С и В, С, Д, Е.

С организационной точки зрения «дом» — самая уязви­мая из всех информационных сетей из-за множества офи­циальных каналов, по которым от одного пункта к другому передается информация.