Итоги оценки реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии (самооценка)
Данные результаты свидетельствуют о том, что 2/3 педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста.
Для оценки ценностно-смыслового компонента проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 39 педагогов.
Итоги исследования позволяют выявить ценности и смыслы, которые видят учителя в своей профессии. Так на вопрос “Что в настоящее время привлекает вас в работе учителя?” 54% респондентов ответили: “возможность общаться с учащимися”. 62% учителей считают, что появление среди учащихся ребят, в работе с которыми испытанные методы не дают эффекта, может стать толчком к пересмотру учителем привычных способов деятельности, а для 78% педагогов интересы учащихся являются стимулом для повышения квалификации. Таким образом, проблема взаимодействия учителя с учащимися является главной в деятельности большей части педагогического коллектива, поэтому обоснованным можно считать выбор педагогов в качестве единой методической темы будущего года “Искусство общения педагога и гимназиста” (54% опрошенных), развитие коммуникативной компетенции (54% опрошенных) (Приложение №2).
Для определения эмоционально-волевого компонента коммуникативной компетентности педагогов произведена оценка способностей педагогов к эмпатии.
По определению, эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у учителя эмпатия – ключевой фактор успеха педагогической деятельности. Поэтому эмпатию будем рассматривать как профессионально важное качество педагога, как главный компонент его коммуникативной компетентности.
Для оценки способности педагогов к эмпатии проведено исследование с помощью теста-опросника определения эмпатийных тенденций Л.М. Митиной. Анализ результатов представлен в таблице №2.
Таблица №2
Уровни эмпатии
Уровни эмпатии | ||||||||||||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | |||||||||||
Кол-во человек в % | ||||||||||||||
Возрастные группы (стаж работы) | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | ||
% | - | |||||||||||||
Исследование показало, что в педагогическом коллективе преобладают люди с высоким и очень высоким уровнем эмпатийности, которые не представляют свою жизнь без своих учеников. Их количество представляет 70% от общего числа учителей, работающих в гимназии. Отмечается высокий уровень эмпатийности у администрации гимназии и учителей гуманитарных предметов. Средний уровень эмпатии в основном показали учителя физико-математического цикла.
Из таблицы видно, что в основном низкий уровень эмпатийности наблюдается у преподавателей со стажем работы до пяти лет. Можно предположить, что эти педагоги не совсем адаптировались к новой социальной роли учителя в связи с небольшим стажем работы.
Вместе с тем, результаты исследования выявили проблему: очень высокий, высокий и средний уровень эмпатийности предполагают невротические тенденции в поведении человека. Для многих педагогов гимназии ситуация напряженности, созданная педагогической деятельностью, может привести к эмоциональному взрыву и быстрому “сгоранию”. При решении этой проблемы важным, по мнению психологов, является “сохранить состояние”. Учитывая этот факт, в системе повышения квалификации необходимо предусмотреть то место, где бы учитель:
· определил уровень своего эмоционального состояния и смог бы противодействовать “эмоциональному выгоранию”;
· мог научиться приемам релаксации, аутогенной тренировки.
Проведенное тестирование “Коммуникативная компетентность” (Приложение №4) позволило определить уровень когнитивного компонента коммуникативной компетентности. Приходится констатировать недостаточное владение знанием содержания компетентности: лишь 52% опрошенных справились с заданиями теста. Таким образом, когнитивный аспект нельзя исключать из системы повышения квалификации, необходимо обратить на него серьезное внимание.
Значимым в педагогическом общении является “стиль педагогических воздействий”. Для определения характера коммуникативного компонента педагогического стиля, психологической службой проведена диагностика по методике Рогова Е.И. (Приложение №1). Цель этой методики: определить характер коммуникативного компонента педагогического стиля, где выявляются две основные парадигмы в обучении, это “ориентация на результат” и “ориентация на развитие”.
Характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля представлены в таблице №3.
Таблица №3
Педагогический стиль
Ориентация на развитие | Ориентация на результат |
Тенденция к “поддерживающему” стилю коммуникации – 35% | Тенденция к “контролирующему” стилю коммуникации – 65% |
Демократический стиль педагогической деятельности | Социоцентрический стиль педагогической деятельности |
Как можно увидеть из приведенных данных, 65% педагогов тяготеет к такой форме взаимоотношений учителя и ученика, при которой делается акцент на умственном развитии учащихся – “ориентация на результат”. В этом случае учителя контролируют и оценивают знания учеников по строго установленным программам и тестам проверки усвоения знаний, что обеспечивает высокое качество преподавания. Учитель держится отчужденно и строго, его подход сугубо деловой и профессиональный. Эти параметры характеризуют социоцентрический и авторитарный стиль педагогической деятельности.
“Ориентация на развитие”, которую показали 35% учителей гимназии, предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.
“Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя. Педагог стремится прежде всего обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и склонности. В этом случае преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге, что характеризует демократический стиль педагогической деятельности.
Как следует из приведенного исследования, 65% педагогов гимназии придерживаются авторитарного стиля общения, однако современные условия воспитания и обучения предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между учителем и учеником, “ориентированный на развитие”, от которого зависит развитие каждого ученика.
Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом. Это станет возможным, если в гимназии будет создано профессиональное пространство, способствующее развитие ключевых компетенций педагогов.
Внутригимназическая система повышения квалификации, представленная в данной работе, обеспечивает развитие профессиональной компетентности педагогов, что доказывается высокими показателями образованности и квалификации педагогических кадров, высоким уровнем развития коммуникативных умений.
Предложенные в работе формы и виды деятельности выгодно отличаются от традиционных, позволяют повысить уровень мотивации педагогов на развитие и саморазвитие, улучшить качественные показатели развития коммуникативной компетентности.
В данной работе определены те показатели, которые можно измерить с помощью известных в науке методик, по двум аспектам использованы авторские методики (анкеты), которые представлены в Приложениях.
Отобранные методики для диагностики развития педагогов прошли апробацию, доказали свою валидность и могут в дальнейшем использоваться и в других общеобразовательных учреждениях.
Вместе с тем, повседневная практика диагностики самых разнообразных педагогических и образовательных проблем убедила нас в мысли о недостаточной разработанности процессуально-технологических её аспектов в условиях системы повышения квалификации педагогов.
Модель универсальна, личностно ориентирована. Таким образом, организация процесса непрерывного образования учителей позволяет обеспечивать решение сложных проблем развития профессиональной компетентности современного педагога.
Мы далеки от того, чтобы считать данную модель полной и достаточной. В ней обозначены лишь некоторые аспекты, возможные в практике образовательных учреждений.
Дальнейшее совершенствование внутригимназической системы повышения квалификации возможно на базе использования информационных технологий.
Модель развития коммуникативной компетентности может быть рекомендована для развития и обновления в системе непрерывного образования педагогов внутри образовательного учреждения.