Становление самостоятельных конструктивных игр дошкольников

Младшие дошкольники проявляют интерес к самому процессу строительства. Они набирают большое количество материала, устанавливают детали друг на друга, выстраивают их в ряд, наблюдают за играми других. Малыши строят по принципу «что получится», огораживают игрушку, меняют замысел в процессе строительства. Нередко получаемый результат ассоциируется с другим предметом и, постройка получает новое название. Начиная работу, дети не всегда учитывают размер постройки, не соотносят его с размерами игрушки, для которой она предназначена. Поэтому им часто приходиться переделывать постройку или подбирать новую игрушку. Тематика построек достаточна ограничена, дети мало считаются с цветом деталей, их больше интересует форма, поэтому постройки часто получаются пестрыми. У младших дошкольников наблюдается повышенный интерес к разрушению сооружений не только по окончанию работы, но и в процессе строительства.

Постепенно, под руководством взрослого, действия детей приобретают целенаправленный характер: они начинают определять тему постройки, продумывать необходимый материал, пытаются устанавливать его количество, сооружать постройки, похожие на отображаемые в конструкции предметы.

В средней группе у детей появляется интерес к симметрично сделанным постройкам и их украшениям. Они отказываются от пестроты при подборе материала, начинают соизмерять размер постройки и игрушки, для которой она предназначена. Дети пятого года жизни проявляют собственную инициативу в выборе темы и в создании конструкции, могут переносить знакомые способы конструирования в ситуации, требующие самостоятельного решения новых задач. В этом возрасте существует опасность ухода творческой активности в область речевых высказываний, фантазирования без воплощения замыслов в практическую деятельность. В результате получается сооружение, которое не отражает всего того, что говорил о нем ребенок. Педагогу необходимо знать эту особенность конструктивной деятельности детей и вовремя направить работу воображения в область практического претворения творческих замыслов.

В старшей и подготовительной к школе группах характер конструктивной деятельности существенно изменяется. Дети тщательно продумывают использование каждой детали, стремятся максимально приблизить результат к реальному предмету. Детские постройки отличаются легкостью, симметричностью, правильной передачей формы. Стремление к украшению постройки не превращается в самоцель, а становиться необходимым элементом конструирования, естественным желанием придать сооружению красивый вид. Появляются такие игры, в которых внимание детей полностью посвящено процессу конструирования. В них отсутствует развернутый сюжет, игровые действия сокращены, а интерес детей направлен на отображение созидательной деятельности. Такие игры могут продолжаться несколько дней. Дети обсуждают как лучше и правильнее выполнить постройку, чтобы получилось так, «как бывает». Конструкции, не удовлетворяющие детским представлениям и требованиям, часто переделываются.

Таким образом, игровая деятельность детей меняется на протяжении дошкольного детства. Она становится целенаправленной, богатой по содержанию, творческой деятельностью. Это становиться возможным под влиянием педагогического воздействия, направленного на обогащение конструктивного опыта у всех детей группы.

Руководство самостоятельными строительно-конструктивными
играми детей

Конструктивные умения, приобретенные в процессе обучения, дети переносят в самостоятельные игры. В них они сами выбирают тему постройки, придумывают ее облик, продумывают способы решения конструктивных задач. Игровая ситуация требует от детей проявления инициативы, изобретательности. А это позволяет ребенку максимально полно раскрыть свою индивидуальность, проявить интересы и склонности, знания и представления. В самостоятельных играх создаются условия для объединения детей, что помогает более полноценно использовать постройки ?.........

Осуществляя руководство самостоятельными играми, педагог направляет свои усилия на развитие их содержания, организацию детского общества, формирование взаимоотношений между детьми, развитие самостоятельности и конструктивного творчества. При этом он использует разные приемы, выбор которых зависит от возрастных особенностей детей и задач воспитания.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель поощряет желание детей действовать со строительным материалом, воспитывает аккуратность в обращении с ним, закрепляет умения и навыки, полученные на занятиях. Для обогащения содержания игр, педагог организует наблюдения за явлениями окружающей действительности (домами, транспортом, работой строителей), предлагает новые темы игр (домик для матрешки, заборчик для уточек, кроватка для мишки), выполняет постройки сам. Дети наблюдают за работой воспитателя и постепенно включаются в процесс строительства. Играя вместе с детьми, педагог оказывает непосредственную помощь в осуществлении конструктивного замысла: показывает новые приемы конструирования, напоминает темы построек, советует создать объекты, необходимые для сюжетно-ролевой игры ( проложить рельсы для трамвая, огородить территорию детского сада). Воспитатель поощряет конструктивные замыслы детей, подбадривает при затруднениях, привлекает к совместному строительству.

Успехи одних детей вызывают у остальных желание выполнить свою постройку также хорошо. Поэтому поощрение результатов деятельности поможет сформировать у детей устойчивый интерес к конструированию. Особое значение для формирования интереса к играм со строительным материалом имеет общение младших детей со старшими. Малыши любят рассматривать постройки старших дошкольников, наблюдать за процессом строительства., подражать конструктивным их действиям. .эжхз-0

В старшей и подготовительной к школе группах так же необходимо систематическое руководство самостоятельными конструктивными играми детей. Накопленный к этому времени опыт, позволяет старшим дошкольникам самостоятельно определять замысел игр, выбирать способы его воплощения.............. Тем не менее, желательно, чтобы воспитатель иногда принимал участие в строительных играх детей. Его задача заключается в обогащении творческих замыслов, оказании помощи при затруднениях в решении конструктивных задач, распределении обязанностей, согласовании мнений. Педагог советом, ненавязчивым вопросом напоминает детям об известных приемах конструирования, знакомит с новыми способами сооружения построек. Участие воспитателя в играх, возведение совместных интересных построек создают особую близость и теплоту в его отношениях с детьми. Дошкольников продолжают удивлять и интересовать постройки, выполненные педагогом. В них они находят необычные способы использования знакомых материалов для решения ............ Для обогащения впечатлений детей, расширения их представлений об объектах строительства воспитатель использует фотоальбомы, журналы, зарисовки, щедро делится своим опытом. Знакомясь с этими материалами, дети заимствуют некоторые темы, способы украшения конструкций, формы расположения деталей........

Особое внимание педагога должно обращаться на руководство совместными играми детей. Он должен научить дошкольников играть дружно, не подавляя инициативы друг друга.. Задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения на основе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла. Для этого необходимо постоянно наблюдать за играми детей, изучать особенности их характера, выявлять уровень владения конструктивными навыками. Нельзя допускать такого распределения обязанностей, при котором одни дети строят, а другие - подносят материал. Необходимо с младшего возраста приучать уважать работу других, вместе играть с постройками, выполненными на занятиях и в самостоятельной деятельности. Важно научить детей внимательно выслушивать предложения