Компоненты и критерии познавательного интереса старших дошкольников
Компоненты | Критерии | Показатели | Баллы |
Интеллектуальный | познавательная активность в форме вопросов | а) возникновение познавательных вопросов причинно-следственного характера, рассуждений б) конкретизация и усложнение познавательных вопросов в) наличие познавательных вопросов предметного характера г) отсутствие познавательного интерес | |
обращенность к изучаемому объекту | а) наличие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно - следственных связей б) интерес к познанию явных и существенных свойств предмета в) наличие недифференцированного интереса г) заинтересованность слабо выражена | ||
представления об окружающем | а) представления системны б) дифференциация представлений об окружающем в) представления бессистемны г) подскажите пожалуйста что здесь? | ||
Эмоционально-волевой | проявление эмоций, связанных с познанием | а) стойкая эмоционально-познавательная направленность на определенную сферу окружающего мира б) эмоционально-познавательное отношение к деятельности в) эпизодическое эмоциональное переживание г) снижение степени увлеченности или отсутствие | |
активность и самостоятельность в преодолении трудностей | а) стремление к преодолению трудностей б) проявление ситуативной самостоятельности, преодоление трудностей с помощью взрослого в) минимальная самостоятельность зависимость от помощи взрослого в форме пояснений, разъяснений, указаний и т.п. г) требует помощи взрослого | ||
сосредоточенность и внимание к познавательной информации | а) самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; б) познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; в) познавательная инертность, уход от деятельности в случае затруднений г) колебания внимания | ||
Процессуальный | -исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач | а) интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности б) в) индивидуальный характер деятельности г) | |
стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи | а) использование разнообразных нестандартных способов в решении задач б) интерес к различным способам решения задач в) стремление присутствует, но реализуется частично г) отсутствует в связи с незрелостью процессов саморегуляции; | ||
обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности Этот критерий может не нужно? | а) обращенность на процесс познавательной деятельности; б) обращенность на постановку целей или задач; в) обращенность на результат познавательной деятельности; г) | ||
проявление умений вступать в диалог по поводу познания | а) б) ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности в) г) |
Выделенные нами критерии определили дальнейшую работу, направленную на изучение особенностей познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось в ГБДОУ «детский сад № 107 комбинированного вида» г. Севастополя.
С этой целью на констатирующем этапе исследования использовались методы, позволяющие с разных точек зрения взглянуть на изучаемую проблему: мониторинг детских вопросов; беседы с детьми; серия наблюдений за детьми в условиях образовательной деятельности; методика выбора детьми деятельности.
Кратко обобщая результаты исследования, мы пришли к определенным выводам. Среди проявлений познавательного интереса одно из основных мест занимает его содержательная сторона, которая находит прямое отражение в детских вопросах. Однако констатация показала, что количество познавательных вопросов (всего 20 %) значительно уступает остальным. Дошкольники не проявляют активность в обращении к взрослым с познавательными вопросами по ряду причин: родители и воспитатели нетактичным отношением подавляют желание детей, мотивируя это отсутствием времени, непониманием актуальности вопроса для ребенка или недостаточным объемом информации для ответа на вопрос. Дети, испытывая интерес к какой-либо сфере окружающей действительности, не проявляют активной позиции в его удовлетворении (данные предпочтения не отражаются в содержании полученных от дошкольников познавательных вопросов).
По характеру деятельности детей на занятии можно судить о выраженности проявлений эмоционально-волевой и процессуальной составляющей познавательного интереса и заключить, что среди общего количества испытуемых выделяются дети с ярко выраженной склонностью к репродуктивным формам деятельности и дети с высокой познавательной позицией, но с низким уровнем развития практических навыков.
Из этого можно заключить, что у каждого наблюдаемого ребенка составляющие познавательного интереса возникают и развиваются неравномерно.
Результаты проведенного исследования подвели нас к выводу о том, что ключевым в формировании познавательного интереса является познавательное общение ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками, связанное с поиском информации или подтверждением уже имеющихся представлений. Оно может выражаться в различных формах: от познавательных вопросов до обсуждений, формулировок выводов и т.д.
В соответствии с данной особенностью среди выделенных нами педагогических условий необходимо установить определенную субординацию. Каждое из условий должно обеспечивать отдельный фрагмент педагогической работы и выступать в комплексе, но базовым является – познавательное общение с ребенком в ДОУ и семье. Именно благодаря данному условию, обеспечивается передача детям интересной и разнообразной информации. Используя эвристические методы, возможно насыщать данную информацию проблемным содержанием, расширять его, постоянно обогащать. Наряду с этим необходимо формировать у детей эмоциональное отношение к процессу познания. Это будет создавать мотивацию для ребенка: «я вижу много интересного и хочу узнать много нового». Взрослый в процессе общения выступает как носитель информации,
демонстратор способов ее получения и обработки.
Литература:
1. Выготский Л. С, Детская психология // Собр. соч.: В б т. Т. 4. М.: Педагогика,1984.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.
3. Капустина Н.Г. Социальное познание в старшем дошкольном возрасте. Челябинск: ЧГУ,2004.
4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: 1976.
5. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
Аннотация: Статья посвящена изучению проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, определению его компонентов. Автором выделены критерии и показатели проявления познавательного интереса.
Ключевые слова: познавательный интерес, компоненты, критерии, показатели.