При решении задачи надо помнить, что в 5-ой системе счисления самая старшая цифра – 4.
Запишем первое и последнее число в заданном диапазоне в системе счисления с основанием 5:
10 = 205, 17 = 325 .
Оба они содержат цифру 2, так что, 2 цифры мы уже нашли.
Между 205 и 325 есть еще числа:
215, 225, 235, 245, 305, 315.
В них 5 цифр 2 (в числе 225 – сразу две двойки), поэтому всего цифра 2 встречается 7 раз.
Ответ: 7
Решение (вариант 2):
Можно перевести все указанные числа в систему счисления с основанием 5 и подсчитать количество 2:
10 = 205, 11 = 215, 12 = 225, 13 = 235, 14 = 245, 15 = 305, 16 = 315, 17 = 325 .
Получается 7 штук.
Ответ: 7
14. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 30 трехзначна.
Решение (вариант 1): Обозначим через неизвестное основание системы счисления, тогда запись числа 30 в этой системе имеет вид:
Любое число в позиционной системе счисления можно представить в виде многочлена по основанию системы счисления:
По условию задачи запись числа трехзначная, т.е. , поэтому:
Из неравенства видно, что подходят только два числа для N – 4 и 5:
Минимальное из этих значений – 4.
Ответ: 4
Решение (вариант 2): Так как число по условию трехзначное, то достаточно найти первое целое число, куб которого больше 30; это - 4, так как:
Так как , следовательно, в системе счисления с основанием 4 запись числа 30 трехзначна.
Ответ: 4
15. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 30, запись которых в системе счисления с основанием 5 начинается на 3?
Решение (вариант 1): Сначала определим, сколько цифр может быть в этих числах, записанных в системе счисления с основанием 5. Так как , в интересующих нас числах может быть от 1 до 3 цифр.
Трехзначные числа, начинающиеся на 3 в системе с основанием 5 можно представить:
Все они заведомо не меньше , поэтому в наш диапазон не попадают. Таким образом, остается рассмотреть только однозначные и двухзначные числа. Есть всего одно однозначное число, начинающееся на 3, это 3.
Общий вид всех двузначных чисел, начинающихся на 3 в системе с основанием 5:
,
где – целое число из множества {0, 1, 2,3,4} (поскольку система счисления имеет основание 5 и цифр, больших 4, в записи числа быть не может).
Используя эту формулу, находим интересующие нас двузначные числа – 15, 16, 17, 18 и 19.
Ответ: 3, 15, 16, 17, 18, 19
Решение (вариант 2): Поскольку , в интересующих нас числах может быть не более 2 цифр (все трехзначные пятеричные числа, начинающиеся с 3, больше 30). Есть всего одно однозначное число, начинающееся на 3, это 3. Выпишем все пятеричные двузначные числа, которые начинаются с 3, и переведем их в десятичную систему: 305 = 15, 315 = 16, 325 = 17, 335 = 18 и 345 = 19.
Ответ: 3, 15, 16, 17, 18, 19
16. Чему равно наименьшее основание позиционной системы счисления , при котором 225x = 405y? Ответ записать в виде целого числа.
Решение: Поскольку в левой и в правой частях есть цифра 5, оба основания больше 5, то есть перебор имеет смысл начинать с .
Для каждого «подозреваемого» вычисляем значение и решаем уравнение , причем, нас интересуют только натуральные .
Для и нужных решений нет, а для получаем
так что .
Ответ: 8
17. Даны 4 числа, они записаны с использованием различных систем счисления. Укажите среди этих чисел то, в двоичной записи которого содержится ровно 6 единиц. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них.
1) 6310 * 410 2) F816 + 110 3) 3338 4) 111001112
Решение: Нужно перевести все заданные числа в двоичную систему, подсчитать число единиц и выбрать наибольшее из чисел, в которых ровно 6 единиц.
Для первого варианта переведем оба сомножителя в двоичную систему:
6310 = 1111112 410 = 1002
В первом числе ровно 6 единиц, умножение на второе добавляет в конец два нуля:
6310 * 410 = 1111112 * 1002 = 111111002
то есть в этом числе 6 единиц.
Для второго варианта воспользуемся связью между шестнадцатеричной и двоичной системами счисления: каждую цифру шестнадцатеричного числа можно переводить отдельно в тетраду (4 двоичных цифры):
F16 = 11112 816 = 10002 F816 = 1111 10002
после добавления единицы F816 + 1 = 1111 10012 также получаем число, содержащее ровно 6 единиц, но оно меньше, чем число в первом варианте ответа.
Для третьего варианта используем связь между восьмеричной и двоичной системами: каждую цифру восьмеричного числа переводим отдельно в триаду (группу из трёх) двоичных цифр:
3338 = 011 011 0112 = 110110112
это число тоже содержит 6 единиц, но меньше, чем число в первом варианте ответа.
Последнее число 111001112 уже записано в двоичной системе, оно тоже содержит ровно 6 единиц, но меньше первого числа
Таким образом, все 4 числа, указанные в вариантах ответов содержат ровно 6 единиц, но наибольшее из них – первое
Ответ: 1
18. Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе:
10001011, 10111000, 10011011, 10110100.
Сколько среди них чисел, больших, чем А416 +208?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Решение: Надо перевести А416 +208 в двоичную систему счисления, разложив их по тетрадам для 16-х чисел и по триадам для 8-х чисел: А416 - 101001002 и 208 - 100002 и поразрядно сложить: 101001002 + 100002 = 101101002.
Сравнив с заданными числами, видим, что только одно число больше полученного, это: 10111000.
Ответ: 1
19. Найти сумму восьмеричных чисел 178 +1708 +17008 +...+17000008, перевести в 16-ую систему счисления. Найдите в записи числа, равного этой сумме, третью цифру слева.
Решение: Несложно выполнить прямое сложение восьмеричных чисел, там быстро обнаруживается закономерность:
178 + 1708 = 2078
178 + 1708 + 17008 = 21078
178 + 1708 + 17008 + 170008 = 211078
178 + 1708 + 17008 + 170008 + 1700008 = 2111078
178 + 1708 + 17008 + 170008 + 1700008 + 17000008 = 21111078
Переведем последнюю сумму через триады в двоичный код (заменяем каждую восьмеричную цифру на 3 двоичных):
100010010010010001112
Теперь разбиваем цепочку на тетрады (группы из 4-х двоичных цифр), начиная справа, и каждую тетраду представляем в виде шестнадцатеричной цифры 8924716
Третья цифра слева: 2.
Ответ: 2
20. В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается в виде 122. Укажите это основание.
Решение: Обозначим искомое основание системы счисления через x, тогда можно записать выражение:
17 = x2+2 x+2 или x2+2 x-15 = 0. Решив это уравнение, получим x=3.
Ответ: 3