РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И БИЗНЕСА

Сегодня создание устойчивых партнерских связей бизнеса и организаций социальной сферы становится все более актуальным не только для развития социальной сферы, но и для развития бизнеса. По данным Waddock Graves, USA, компании, реализующие концепцию корпоративной социальной ответственности (КСО), успешнее, чем компании, не имеющие своих социальных программ: доход на инвестированный капитал у них выше на 9,8%, доход с активов — на 3,55%, доход с продаж — на 2,79%, прибыль — на 63,5%.

По данным Cone/Roper, USA, 78% покупателей охотнее купят продукцию, если часть средств от покупки пойдет на благотворительность, 66% готовы сменить торговую марку на марку компании, которая поддерживает социальные проекты.

В Великобритании доля покупателей, готовых сменить торговую марку на ту, которая больше ассоциируется с благотворительными делами, составляет 86%, в Италии — 75%, в Австралии — 73%, в Бельгии — 65%.

28% британцев готовы бойкотировать покупку продукции социально неответственных компаний.

На сегодняшний день самая эффективная в экономическом отношении акция социально ответственного маркетинга была проведена в 1980 году компанией American Express, в ходе которой при совершении расчетов кредитной картой AmEx 1 цент направлялся на ремонт Статуи Свободы. Акция в первый же месяц привела к увеличению количества расчетов картами компании на 28% и увеличению количества новых пользователей на 45%.

Все больше компаний кроме ежегодной финансовой отчетности выпускают социально-корпоративную отчетность. В некоторых странах, например во Франции и Дании, выпуск подобного отчета предписан законом.

Сейчас корпоративная социальная ответственность конкретизирована в детальных показателях, нормативах, критериях и стандартах и в бизнес - компаниях на эти показатели ориентируются все больше. На Западе экспертами по разработке критериев и нормативов становятся различные общественные группы и движения. Они же следят за тем, чтобы эти нормативы выполнялись. Так, "зелёные" выступают экспертами по экологии, профсоюзы – по оплате и другим условиям труда, общества потребителей – по качеству товаров и услуг, правозащитники – по правам человека, религиозные организации – по защите свободы совести и т.д. Эти показатели и оценки обобщаются и публикуются в рейтингах, позиции компаний в которых важны для репутации и привлечения инвестиций. Социальная отчётность во всем мире во всё большей степени приравнивается к финансовой.

В последнее время можно отметить возрастающее понимание важности обращения к корпоративной социальной ответственности и российскими бизнесменами. В России началась работа по продвижению международных стандартов социальных отчётов, разработке корпоративных кодексов, принята Хартия социально ответственного бизнеса РСПП, Торгово-промышленной палатой разработан отечественный стандарт социальной ответственности.

Критериями социальной ответственности служат повышение образовательного уровня населения, снижение численности и состава групп риска, снижение преступности, снижение заболеваемости, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты, сокращение оттока населения с территорий.

Социальная ответственность компаний постепенно становится серьезным конкурентным преимуществом.

Так, "ФИА-Банк" в г. Тольятти, благодаря разнообразным благотворительным программам, поддержке социально-ответственного бизнеса, помощи в развитии города в результате социологического опроса об узнаваемости банков, оказался на третьем месте, а в возрастной группе до 25 лет респонденты ставили его на первое место. Руководители банка отмечают и важные изменения во взаимоотношениях со СМИ: "Раньше приходилось тратить большие деньги, чтобы люди узнали о благотворительной деятельности через СМИ, а сейчас газеты уже сами пишут об этом, потому что это важная часть городской жизни."[32]

Именно благодаря социальным программам в поддержку спорта, искусства, образования и т.д. мы узнаем о существовании банков и производственных компаний, с деятельностью которых нам не приходилось сталкиваться.

Коммерческие компании становятся все более заинтересованными в постоянном сотрудничестве с организациями социальной сферы, и число социально ответственных компаний будет неизбежно расти. В свою очередь, и мы также заинтересованы в установлении постоянных контактов с местными коммерческими компаниями, которые будут в курсе наших дел и проблем и у которых будет возможность видеть результаты оказанной помощи.

При выборе компании – партера необходимо проанализировать направленность социальных программ, уже реализующихся коммерческими компаниями. Если в компаниях концепция социальной ответственности уже создана, это легко проследить по ее социальным проектам.

Так, например, Банк Москвы оказывает постоянную поддержку учреждениям культуры и искусства, спорта, ведущим вузам, государственным и общественным проектам. Поэтому в его социальной программе многолетняя поддержка международного турнира "Кубок Кремля ", где банк выступает генеральным партнером. Именно банк формирует призовой фонд этого турнира, который составляет $2,34 млн. В рамках подготовки к турниру ежегодно проводится всероссийский детский конкурс "Я рисую теннис", победители которого - а ими уже были дети из Владикавказа, Пермской области, Чувашии, Южно-Сахалинска - получают право на поездку в Москву и посещение игр турнира в спорт-комплексе "Олимпийский".

Банк выступает постоянным партнером Большого театра, проводит масштабную благотворительную акцию "Театры - детям Беслана". Сотрудничество банка с театром "Тень", московским ТЮЗом, "Балтийским Домом" из Санкт-Петербурга, коллективом "СамАрт" из Самары позволяет детям из Северной Осетии побывать на их лучших постановках. Со стороны банка продолжается финансовая поддержка одного из крупнейших гуманитарно-исследовательских проектов в истории страны - "Православной энциклопедии".

В МХК "Еврохим" также сформированы четкие приоритеты в области корпоративной социальной ответственности: это поддержка науки и образования, спорта и здорового образа жизни. В компании считают, что только работая масштабно и целенаправленно, можно рассчитывать на успех, поэтому основной процент выделяемых на благотворительность средств необходимо тратить на приоритетные направления.

Компания "Эльдорадо" поддерживает спортсменов и школьников, социально незащищенные группы населения, многодетные семьи, вдов, сирот и инвалидов.

Инвестиционно-промышленная компания "Жилстрой" оказывает помощь в ремонте детских лечебных учреждений.

Компания "Евраз Груп" предоставляет гранты и премии лучшим школам, детским домам и интернатам, творчески работающим педагогам и талантливым ученикам территорий Кузбасса, Красноярского края и Республики Хакасия, входящих в зону социальной ответственности ОАО "Евразруда" (предприятие "Евраз Груп").

Среди социальных и благотворительных инициатив ОАО НК "РуссНефть" – строительство школы-лицея в Грозном, возведение и реставрация храмов в Удмуртии, Югре, Ульяновской области, спонсорская помощь МГУ им. М. В. Ломоносова и другим вузам, строительство крупнейшего в Брянской области детского санатория-профилактория, помощь детским домам Томской области.

Нефтяная компания ТНК-ВР реализует в Оренбургской области программу "ТНК-ВР против наркотиков". Компания не ставит для себя цель лечить наркоманов или бороться с распространением наркотиков, задача программы "Молодое поколение делает свой выбор" - формировать у нынешней молодежи определенную систему ценностей, противостоящую наркотикам. Поэтому они вкладывают средства в развитие спорта, в первую очередь массового. Увлекая подростков регулярными занятиями физкультурой и спортом, нефтяники сокращают круг потенциальных наркоманов и т.д.

Понятно, что если социальные приоритеты компанией уже определены, мы можем только проанализировать, насколько наши задачи совпадают с их задачами, и каковы перспективы расширения этих приоритетов. Если же концепция КСО в коммерческой компании еще не разработана, она оказывает помощь по каким-то трудно определяемым принципам или не оказывает ее вообще (а таких компаний у нас пока большинство), мы можем сами предложить ей основу для разработки этой концепции на базе партнерских отношений.

Елена Тополева, директор Агентства социальной информации предлагает следующие 16 правил для НКО – участника социального партнерства.

1. Проявляйте инициативу. Помните, что, как правило, существует дефицит оригинальных идей и инновационных проектов – предлагайте собственные.

2. Во время предварительного переговорного процесса будьте настойчивыми, но не навязчивыми. Не отчаивайтесь, если приходится звонить по телефону десятки раз. Это совсем не обязательно означает, что с Вами не хотят разговаривать, возможно, человек просто очень занят.

3. Не приходите на встречу с пустыми руками. Подарки сразу нести не стоит, но очень полезно иметь с собой краткое письменное изложение Вашего проекта или идеи, описание Вашей организации (буклет) и визитку. Дипломами, сертификатами и фотографиями во время первой встречи размахивать не стоит.

4. Помните: Вы не просите о помощи, а предлагаете взаимовыгодное сотрудничество.

5. Разрабатывая Ваше предложение, учтите интересы всех сторон. Какие выгоды получат Ваши потенциальные партнеры, будь то власть, бизнес или СМИ, от предлагаемого проекта?

6. Делая предложение о возможных выгодах сторон, лучше всего не основываться на догадках, а провести хотя бы небольшое исследование/тестирование.

7. Если Ваше предложение не было принято, не вставайте в позу обиженного. Обида никогда не бывает конструктивной. Ищите новых партнеров, меняйте подходы, пробуйте еще и еще.

8. Согласовывая условия сотрудничества с будущим партнером, будьте гибкими, но не беспринципными. Если Вы планировали создать телефон доверия для подростков, а Вам вместо этого предлагают поддержку в строительстве спортивной площади, не соглашайтесь (хотя бы сразу).

9. Если предложение принято, предоставьте комплект документов, подтверждающий статус и доброе имя Вашей организации (устав, свидетельство о регистрации, рекомендательные письма), даже если Ваш партнер не просит Вас об этом.

10. Подготовьте договор и подробный план реализации проекта, согласованный со всеми сторонами-участниками (с мероприятиями и сроками).

11. Проект запущен. Ваш партнер не выражает интереса к ходу его реализации. В этом случае проявляйте инициативу сами: звоните, приходите и информируйте.

12. Если в ходе проекта появляются расхождения с согласованным планом, заранее обсудите это с партнером.

13. Если Ваш партнер не возражает, как можно шире распространите результаты проекта, расскажите о них журналистам.

14. Обязательно предоставьте отчет о выполненном проекте, даже если об этом не просит Ваш партнер.

15. Не забудьте выразить благодарность за сотрудничество, лучше – в письменной форме. Здесь очень уместны дипломы и грамоты. Хороши и письма от благополучателей Вашего проекта.

16. Даже если сотрудничество завершилось, поддерживайте контакты с партнером.[33]

Зарубежные компании, более опытные в реализации социальных программ определяют приоритеты своей благотворительной деятельности и составляют списки своих благополучателей как минимум на год вперед, большинство же из них нацелены на перспективное планирование социальных инвестиций.

У нас на сегодняшний день опыт такого планирования за редким исключением есть только у самых крупных компаний. И если та компания, к которой мы обратились с предложением об установлении партнерских отношений, выразит непонимание, удивление, недоверие к нам, это вовсе не означает, что перспектив эффективного партнерства у нас нет. Раз уж при подготовке предложения мы эти перспективы увидели, значит, со временем нам удастся найти доводы, которые будут восприняты и в этой компании.