Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

На начало 2013 года 63 здания арбитражных судов и 42 здания судов общей юрисдикции обеспечены круглосуточной охраной[19].

Исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

а) обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

б) выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

в) исполнение акта суда или иного органа о применении к подсудимому и к другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения, в том числе обеспечивать препровождение иностранных и иных лиц в специальные учреждения, а также до пунктов пропуска через государственную границу РФ в случае их водворения за пределы России;

г) обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, а также по указанию старшего судебного пристава - круглосуточно;

д) проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение доставки к месту проведения судебного процесса и обеспечение сохранности как самого уголовного дела, так и вещественных доказательств;

е) поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

ж) взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

з) предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости - задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

и) осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

к) участие в совершении исполнительных действий и обеспечение их безопасности.

Далее в работе я более подробно изложу основные особенности выполнения некоторых из указанных процедур.

Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей состоит в осуществлении судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье вышеуказанных лиц.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами по ОУПДС в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание. Охрана осуществляется в течение всего судебного заседания, в том числе в случае необходимости по указанию старшего судебного пристава в вечернее время, выходные и праздничные дни.

В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по ОУПДС, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

- установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по ОУПДС в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;

- проверкой судебными приставами по ОУПДС перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов. В случае обнаружения перечисленных вещей и предметов судебные приставы сообщают об этом в органы внутренних дел, МЧС и ФСБ;

- осуществлением личного досмотра граждан, находящихся в судебных помещениях, досмотра их вещей. В случаях необходимости судебные приставы по ОУПДС имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов;

- проверкой исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;

- удалением из зала судебного заседания по распоряжению судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания;

- использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "О судебных приставах".

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

- предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

- применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

- обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников[20].

Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

Судебные приставы по ОУПДС могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

- отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

- пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

- задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

- доставления в полицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

- исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

- отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

- пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

- отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

- пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

Запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

При выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности физических лиц судебные приставы по ОУПДС должны следовать следующим правилам:

- следить за опрятностью внешнего вида;

- не выставлять напоказ, без необходимости, оружие или другое снаряжение;

- на различные вопросы об оружии и снаряжении отвечать кратко, вежливо, не выходя за служебные рамки;

- не передавать оружие и снаряжение другим лицам;

- при взаимодействии с окружающими в рамках выполнения служебных обязанностей судебные приставы должны стремиться сочетать твердость своих требований с вежливым общением[21].

По уголовному судопроизводству в случае неявки в суд по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу.

Привод состоит в принудительном доставлении лица в суд, осуществляемом судебным приставом по ОУПДС.

Постановление судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

При наличии достаточных оснований полагать, что граждане, подвергаемые приводу в суд, имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право проверять у них документы, удостоверяющие личность, осуществлять личный досмотр указанных граждан и досмотр находящихся при них вещей. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел.

Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

Обо всех случаях привода в ночное время судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение двадцати четырех часов в письменном виде уведомляет старшего судебного пристава.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.

При обеспечении охраны данных объектов судебные приставы по ОУПДС имеют право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, а также осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

При осуществлении пропускного режима в здания судов судебными приставами по ОУПДС в 2012 году пресечены попытки проноса в здания судов более 71 тысячи единиц огнестрельного, газового, травматического и холодного оружия и более 2,8 тыс. электрошоковых устройств[22].

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют свою деятельность в соответствии с указаниями и распоряжениями старшего судебного пристава и установленными правилами несения службы.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют охрану зданий судов в соответствии с табелем поста. Табель поста разрабатывается старшим судебным приставом и согласовывается с председателем соответствующего суда.

Табель постам содержит:

- план дислокации постов;

- перечень находящихся под охраной судебных приставов объектов, печатей и пломб, которыми они опечатываются;

- маршруты движения судебных приставов;

- особые обязанности судебных приставов на каждом посту.

В суде ежедневно ведутся постовые ведомости. Типовая постовая ведомость указана мною в приложении В. По окончании рабочего дня постовая ведомость подлежит сдаче старшему судебному приставу.

Постовые ведомости хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение одного года.

При получении от старшего судебного пристава указаний по охране помещений судов и совещательных комнат судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

а) осмотреть печати и пломбы на входных дверях помещения для проведения судебного заседания;

б) проверить исправность сигнализации, средств связи, противопожарной сигнализации с отметкой в специальном журнале и при обнаружении недостатков доложить председателю суда;

в) осмотреть место проведения судебного заседания.

В случае обнаружения повреждений дверей, замков и печатей в охраняемых помещениях или при наличии других признаков проникновения в помещение судебный пристав по ОУПДС немедленно извещает об этом старшего судебного пристава и председателя суда.

Судебный пристав по ОУПДС обязан систематически обследовать коридоры, подсобные помещения, общественные места, лестничные клетки, путем их обхода и осмотра проверять отсутствие свободного доступа посторонним лицам в чердачные и подвальные помещения.

При выявлении в помещении суда лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушающих установленный порядок деятельности суда, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан выяснить причину их нахождения в здании суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса или свидетелями, доложить об этом председательствующему или судье. Получив распоряжение председательствующего или судьи об их выводе из здания суда, предложить им покинуть данное помещение, а в случае отказа - удалить этих лиц из здания суда.

Старший судебный пристав при необходимости присутствия судебного пристава по ОУПДС в зале судебного заседания запрашивает информацию о времени и месте проводимого заседания, количестве участников судебного процесса, степени социальной опасности подсудимого, количестве судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, требующихся для обеспечения безопасного проведения судебного заседания.

Выполнение конкретных служебных поручений судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов вне зала судебного заседания осуществляется на основании распоряжений старшего судебного пристава.

Перед началом судебного заседания судебный пристав по ОУПДС докладывает судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет его распоряжения, связанные с охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания в рабочее время.

Во время судебного заседания судебный пристав по ОУПДС постоянно находится в зале судебного заседания. Покидать зал судебного заседания разрешается только с разрешения судьи. По указанию старшего судебного пристава допускается замена судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом.

При исполнении своих обязанностей судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в соответствии с конкретной обстановкой самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.

По окончании судебного заседания судебный пристав по ОУПДС представляет старшему судебному приставу письменный отчет об окончании судебного заседания, о поступивших обращениях со стороны судьи, участников судебного процесса, а также обо всех происшествиях в зале суда и принятых мерах. Письменный отчет судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов об окончании судебного заседания визируется председателем суда, председательствующим в судебном заседании или судьей.

В случае проведения в одном зале или одним судьей нескольких судебных заседаний судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов представляет письменный отчет после завершения последнего заседания.

Письменные отчеты судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение трех лет.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов по поручению судьи, а также по распоряжению старшего судебного пристава обеспечивает доставку и сохранность уголовных дел и вещественных доказательств из канцелярии суда к месту проведения судебного заседания или в кабинет судьи.

Получив распоряжение об обеспечении доставки в судебное заседание и охране уголовного дела и вещественных доказательств, судебный пристав по ОУПДС прибывает в канцелярию суда вместе с секретарем судебного заседания. После получения секретарем уголовного дела и вещественных доказательств судебный пристав по ОУПДС сопровождает его к месту проведения судебного заседания.

Для обеспечения сохранности уголовных дел и вещественных доказательств в местах проведения судебного заседания судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны быть выполнены следующие меры предосторожности:

а) предварительно проверено помещение, в котором будет проходить судебное заседание или где временно будут находиться дело и вещественные доказательства (с помещением их в сейф);

б) решен вопрос об охране помещения, где находится уголовное дело, а также в ходе судебного заседания - о непосредственном нахождении возле уголовного дела и вещественных доказательств;

в) привлечение к охране через старшего судебного пристава дополнительных сил и средств;

г) проверка полного исключения возможности проникновения в служебное помещение посторонних лиц;

д) периодически проверять надежность запоров на окнах, дверях;

е) обо всех обнаруженных нарушениях докладывать председателю суда, судье и старшему судебному приставу[23].

После окончания судебного разбирательства судебный пристав по ОУПДС совместно с секретарем доставляет уголовное дело и вещественные доказательства в канцелярию суда, где присутствует при их сдаче в установленном порядке.

При рассмотрении судом уголовных дел в целях безопасности и предупреждения возможных нарушений общественного порядка в судебном заседании, нападения на участников судебного процесса, старший судебный пристав принимает меры по усилению конвойного подразделения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Взаимодействие между судебными приставами по ОУПДС с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии с планом взаимодействия, в котором распределяются действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и сотрудников конвойного подразделения по вопросам:

- отражения нападения на судей и других участников процесса;

- пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

- отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

- пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, взаимодействуя с конвойным подразделением, обязан:

- знать и строго выполнять план совместных действий, неукоснительно исполнять указания старшего судебного пристава, при нахождении в зале судебного заседания занять место, указанное старшим судебным приставом либо определенное самостоятельно, и вести постоянное наблюдение за подсудимыми, другими участниками процесса, присутствующими гражданами, быть в постоянной готовности к немедленным действиям по предотвращению побега подсудимых и их нападения, совершения противоправных действий;

- иметь при себе исправное служебное оружие и специальные средства;

- вести постоянное наблюдение за конвоируемыми;

- быть готовым к немедленному пресечению противоправных действий подсудимых;

- при наличии оснований предлагать конвою произвести личный обыск подсудимого или нескольких подсудимых;

- по окончании судебного разбирательства, после вывода подсудимых из зала, освобождения его участниками судебного процесса и гражданами, произвести тщательный осмотр зала суда, включая место нахождения подсудимых за барьером.

Судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов запрещается:

- вступать с конвоируемыми в разговоры, не относящиеся к порядку конвоирования;

- принимать от них или передавать им от посторонних какие-либо предметы, записки, продукты питания, принимать для отправления письма;

- разглашать организацию охраны подсудимых, а также другие сведения, относящиеся к конвоированию.

Судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при неисполнении их законных распоряжений о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, при воспрепятствовании их законной деятельности, когда они находятся при исполнении своих служебных обязанностей, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), составляются протоколы об административных правонарушениях, а также может осуществляться доставление и административное задержание физических лиц.

И в заключение данного параграфа приведу ещё некоторые цифры статистических данных, изложенных в докладе Директора ФССП России Парфенчикова А.О. на коллегии ФССП России по итогам деятельности за 2012 год. Так, судебными приставами по ОУПДС было осуществлено 67,6 тыс. административных приводов в суды, препровождено в специальные учреждения около 16,8 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, выдворено за пределы Российской Федерации около 15,9 тысяч лиц. Задержано и передано в органы внутренних дел более 3 тысяч лиц, находящихся в розыске.

Судебными приставами по ОУПДС в прошедшем году было исполнено более 6,6 млн. заявок на обеспечение безопасности проведения судебных процессов и около 5,2 млн. заявок на обеспечение безопасности при совершении исполнительных действий судебными приставами-исполнителями. Осуществлено более 533,5 тыс. приводов в суды, около 396 тыс. – к судебными приставам-исполнителям, более 24,8 тыс. – к дознавателям[24].