Допустимые габариты, осевая нагрузка и общая масса автомобилей

Технический уровень и эксплуатационное состояние автомобильных дорог в значительной степени определяется принятыми при проектировании расчетными нагрузками. Превышение допустимых осевых нагрузок автомобилей и автопоездов приводит к резкому ухудшению состояния автомобильных дорог в процессе эксплуатации, преждевременному ремонту дорожных одежд и покрытий. Превышение полной массы транспортных средств чревато катастрофическими последствиями для искусственных сооружений. Бесконтрольный проезд по автомобильным дорогам крупногабаритных транспортных средств приводит к ухудшению дорожных условий и снижению безопасности движения. Эти последствия всегда должны приниматься во внимание при организации дорожного движения, выборе определенной стратегии ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в процессе эксплуатации.

Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами [89]:

по длине одиночных автомобилей до 12 м и автопоездов до 20 м;

по ширине до 2,5 м;

по высоте до 4 м для дорог I—IV категорий и до 3,8 м для V категории (Нормы, утвержденные приказом ФДС России №56 от 15.03.99, устанавливают ограничение по высоте, равное 4 м, независимо от категории дорог).

Для расчeта прочности дорожных одежд и проверки устойчивости земляного полотна принимают нагрузку на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля:

100 кН — для дорог I—IV категорий;

60 кН — для дорог V категории.

Для обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений установлены [65] следующие основные требования к допустимым нагрузкам многоосных транспортных средств и к общей массе автомобилей, допускаемых для движения на автомобильных дорогах общего пользования (табл. 3.11 и 3.12).

Таблица 3.11

Предельно допустимая нагрузка на ось для двухосных тележек автотранспортных средств
Расстояние между осями тележки Нагрузка на ось для двухскатных (односкатных) колес, тс
для дорог I—IV категорий для дорог V категории
Свыше 2,0 м (одиночная ось) 10,0 (9,0) 6,0 (5,5)
1,8 м и более, но менее 2,0 м 9,0 (8,5) 5,7 (5,2)
1,3 м и более, но менее 1,8 м 8,0 (7,5) 5,5 (5,0)
1,0 м и более, но менее 1,3 м 7,0 (6,5) 5,0 (4,5)
Более 0,5 м , но менее 1,0 м 5,7 (5,5) 4,5 (4,0)

 

Таблица 3.12

Предельно допустимая нагрузка на ось для трехосных тележек автотранспортных средств
Расстояние между осями тележки Нагрузка на ось для двухскатных (односкатных) колес, тс
для дорог I—IV категорий для дорог V категории
Свыше 2,0 м (одиночная ось) 10,0 (9,0) 6,0 (5,5)
1,8 м и более, но менее 2,0 м 8,0 (7,5) 5,5 (5,0)
1,3 м и более, но менее 1,8 м 7,5 (7,0) 5,0 (4,5)
1,0 м и более, но менее 1,3 м 6,5 (6,1) 4,5 (4,0)
Более 0,5 м , но менее 1,0 м 5,5 (5,0) 4,0 (3,6)

 

Приведeнные нормы осевых нагрузок автотранспортных средств допускается превышать на величину не более 40 %.

Нормы предельно допустимой общей массы (т) транспортных средств дифференцированы по типам автомобилей и автопоездов:

· Двухосный грузовой автомобиль (автобус) или двухосный прицеп
· Трехосный грузовой автомобиль (автобус) или трехосный прицеп
· Четырeхосный грузовой автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску
· Двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более
то же, для трехосного тягача при общей базе 11,7 м и более
· Двухосный и трeхосный тягач с трeхосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более
· Двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более
то же, с трeхосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
то же, с четырeхосным прицепом при общей базе 16,5 м и более
· Трeхосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
то же с трeхосным (четырехосным) прицепом при общей базе 15,9 (18) м и более
· Трeхосный (четырехосный) шарнирно сочленeнный автобус

Указанные нормативные общие массы транспортных средств допускается превышать до 20 %, не более, исходя из обеспечения требований надежности и сохранности искусственных сооружений.

В отношении габаритов дополнительно вводятся (по сравнению со СНиП 2.05.02-85) ограничения в отношении максимальной длины сочлененного транспортного средства — 16,5 м и сочлененного автобуса — 18 м. Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним и внутренним радиусом соответственно 12,5 и 5,3 м. Измерение размеров транспортного средства осуществляют в соответствии со стандартом ISO 612-1978.

При осуществлении межгосударственных перевозок требования к транспортным средствам устанавливаются Соглашением государств-участников Содружества Независимых Государств [90]. Так, максимальные осевые массы не должны превышать приведенные ниже значения (т):

· Для одиночной оси: ведомой и ведущей с двухскатными колeсами 10,0
· Для сдвоенных осей с двухскатными колeсами сумма осевых масс при расстоянии между осями, м: 0,5—1 12,0
1—1,3 14,0
1,3—1,8 16,0
≥ 1,8 18,0
· Для сдвоенных осей с односкатными колесами сумма осевых масс при расстоянии между осями, м: 0,5—1 11,0
1—1,3 13,0
1,3—1,8 15,0
≥ 1,8 17,0
· Для трeхосных тележек с двухскатными колeсами сумма осевых масс при расстоянии между осями, м : 0,5—1 16,5
1—1,3 19,5
1,3—1,8 22,5
≥ 1,8 25,5
· Для трeхосных тележек с односкатными колeсами сумма осевых масс при расстоянии между осями, м: 0,5—1 15,0
1—1,3 18,3
1,3—1,8 21,0
≥ 1,8 24,0

Максимальная масса транспортных средств не должна превышать следующих значений (т):

· Двухосные грузовые автомобили (прицепы)
· Трeхосные грузовые автомобили (прицепы)
· Трeхосный автомобиль, имеющий ведущую ось, состоящую из 2 пар колeс, оборудованных воздушной или эквивалентной ей подвеской
· Четырeхосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из 2 пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску  
· Седельные автопоезда: 2-осный тягач с 2-осным полуприцепом при расстоянии между осями полуприцепа 1,3—1,8 м
то же, при расстоянии большем 1,8 м
двухосный тягач с трeхосным полуприцепом трехосный тягач с двухосным полуприцепом

В отношении размеров транспортных средств Соглашение предусматривает аналогичные требования [65]. Исключение касается максимальной ширины, принимаемой равной 2,55 м для всех транспортных средств, и 2,6 м — для изотермических кузовов.

Указанные стандарты применяются для условий, когда автомобильные дороги по несущей способности отвечают предъявляемым требованиям. При недостаточной несущей способности автомобильных дорог допустимые осевые нагрузки транспортных средств устанавливают в зависимости от коэффициента прочности дорожных одежд в соответствии с рекомендациями раздела 20.2 настоящего справочника.

В настоящее время рассматривается вопрос об использовании при проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог I—IV категорий более высокой нормативной нагрузки — 115 кН на ось транспортного средства (Проект ГОСТ Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты. Госстрой России, М.). Возможность проектирования дорожных одежд на такую нагрузку в настоящее время имеется. Согласно Инструкции по проектированию нежeстких дорожных одежд МОДН 2-2001 [72] в качестве расчeтных используются наиболее тяжeлые автомобили, доля которых в составе перспективного движения составляет не менее 10 %. Если в задании на проектирование расчeтная нагрузка не оговаривается, в качестве расчeтных используются осевые нагрузки 100, 110 и 130 кН.

Переход на нормативную нагрузку 115 кН, как показали расчeты, способствует повышению капитальности вновь проектируемых дорожных одежд и увеличению межремонтного срока службы на 5—10 %.

В то же время не следует ожидать существенных изменений в конструкции дорожных одежд. Согласно расчeтам дорожной одежды на действие разных нагрузок (60—120 кН) при одинаковом составе и интенсивности движения получаемые конструкции по прочности существенно не отличаются между собой и находятся в пределах точности расчeтов 5—7 %.

На состоянии существующей сети дорог введение в действие новой расчетной нагрузки практически не должно отразиться при существующем парке автомобилей и автопоездов и принятых в настоящее время методах организации движения. В частности, при недостаточной прочности дорожных одежд движение тяжеловесных транспортных средств, к которым относятся и автомобили с осевой нагрузкой 115 кН, запрещается в неблагоприятные по условиям увлажнения земляного полотна периоды года, или допускается при условии компенсации ущерба.