Требования к уровню подготовки учащихся IX класса
Обучение музыкальному искусству в IX классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
- сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально -эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). развивать навыки проектной деятельности;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Рекомендуемая литература
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой. — Л., 1973.
Асафьев Б, В. Русская живопись: мысли и думы. — Л.; М., 1966.
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. — Л., 1983.
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. - М, 1999.
Выготский Л. С. Психология искусства. — Минск, 1998.
Дьякова Е. А. Перед праздником: Рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 1996.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 2005.
Кашекова И. Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. — М, 2000.
Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. — М., 2001.
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. — М., 2001.
Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. — М., 2000.
Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. - М., 1999.
Музыка: Метод, пособие: 1—4 кл. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М., 2004.
Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 2002.
Музыка и поэзия /Авт.-сост. Е. Н. Домрина. — М., 1999.
Музыкальное образование в школе / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера. — М., 2000.
Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. — М., 1998.
Русская музыка в школе: Пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры /Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003.
Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.
Слово о музыке: Русские композиторы XIX века: Хрестоматия / Сост. В. Б. Григорович. — М., 1990.
Смирнова Т. И. Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». — М., 2001.
Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушев-ский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.
Теория и методика музыкального образования детей: Научно-метод. пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1998.
Халабузарь П. В., Попов В. С. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. — СПб., 2000.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. — СПб., 2000.
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М., 1998.
Шаляпин Ф. И. Душа и маска. — М., 1998.
Шмагина Т. С, Кружалова А. М. Двунадесятые праздники // Искусство в школе. - 2000. — № 6; 2001. - № 1—6.
Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. — Л., 1985.