Основные критерии оценки сегмента рынка
Критерии | Характеристики |
Дифференцированность реакции потребителей | Существенное различие выделенных сегментов по чувствительности к маркетинговой активности предприятия (каждый сегмент должен иметь четкий набор потребностей и схожим образом реагировать на предлагаемый товар) |
Достаточность, т.е. продолжительность существования сегмента, и скорость его изменения (рост, уменьшение) | Общий объем товара (в количественном и стоимостном выражении), который может быть реализован в сегменте за определенный период времени; численность потребителей; площадь сегмента |
Доступность | Возможность получения каналов распределения и сбыта |
Измеримость | Возможность определить размер сегмента, оценить покупательную способность потребителей и их основные характеристики (в терминах покупательского поведения) |
Информационная насыщенность | Возможность получения необходимой рыночной информации |
Прибыльность | Доход на вложенный капитал |
Конкурентный прессинг | Оценка уровня конкуренции и определение степени своей защищенности |
ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОХВАТА РЫНКА
Выбрав целевые сегменты, предприятие должно принять решение, какую стратегию охвата рынка избрать. Здесь возможны три главных стратегических направления:
1) массовый (недифференцированный) маркетинг;
2) дифференцированный маркетинг;
3) концентрированный маркетинг.
При стратегии массового (недифференцированного) маркетингапредприятие не учитывает различия между сегментами и рассматривает рынок как единое целое. Такая стратегия ориентирована, прежде всего, на нечто общее в потребностях покупателей, а не на их различия, т.е. товар должен подходить максимальному числу потребителей (практически всем). Предполагается, что аналогичные товары конкурирующих предприятий будут различаться в основном по цене. Поскольку конкурентные преимущества достигаются по издержкам, все действия и решения предприятия будут направлены на снижение затрат: производственных, сбытовых, рекламных, сервисных.
Преимущества и недостатки недифференцированного маркетинга представлены в табл. 7.2.
Таблица 7.2