XVI. Международные отношения. Проблема глобализации и секуляризации.

Глобализация – это объединение политической власти, финансов, армии и религии в один центр. Это происходит как внешним образом, так и внутренним. Нас же интересует духовный аспект глобализации. Сейчас идет процесс обмирщения всех религий. Происходит религиозный материолизм.

АНТРОПОЛОГИЯ

Светская антропология изучает тело человека. Историческая антропология изучает ископаемого человека. Светская наука под антропологией понимает весь комплекс знаний в отношении человека: этика, психология, культурология и проч. Психология связана с тем, что изучает христианская антропология, но носит поверхностный характер: реакции тела, зависимость человека от общества, характер. Т. е. она касается поверхностной части души, не касаясь духа.

Христианская антропология преимущественно связана с душой человека. Это «человек стоящий на ногах», а светская антропология – это «человек стоящий на голове». Христианская антропология не исключает изучение тела, но смотрит на это более широко.

Образ Божий. Что это? Макарий Великий говорит так: «Это ум человека, душа человека, личность человека».

Личность человека не имеет определения, это первичная реальность, которая просто переживается. Первое и важное переживание – человек – самосознающая реальность с разумом, волей, чувствами. Человек способен переживать Бога, быть богоподобным.

Цель человеческой жизни не получение благ Божиих или рая, не их получает человек, а Бога. «Царство Божие внутрь вас есть», т. е. Он внутренне присутствует в человеке.

Две крайности в понимании Бога:

1) Бог рассматривается как объект. Где Он? я не знаю, но Он есть. Кто Он? Он есть некое Существо. Все языческие религии связаны с таким пониманием Бога. Бог был объектом и в Ветхо - заветной религии. В таких религиях человек рассматривался как отображение определенных свойств Бога.

2) Пантеистическое понимание Бога. Здесь человек отождествляется с Богом, становится равным Ему. «Будете как боги». Гуру говорит ученику: «Ты Брахман». Ученик много лет подвизается в аскетических упражнениях и потом возвращается к учителю, и говорит: «Я Брахман». Бог рассматривается как субъект. Человек может рассматриваться и как отдельный субъект, или как сливающийся с Богом.

Христианское понимание этой проблемы находится между этими двумя крайностями. Бог есть объект – субъект. Свт. Григорий Палама говорит: «Бог есть и называется природой всего сущего, (природой, т. е. существом, основой) и все существует постольку, поскольку присуще Его сущности» (энергиям). Говоря паламитским языком, энергия есть Бог, но не Бог есть энергия. Вся тварь есть энергия Бога. Бог является природой человека. Вся вещественная природа материальна в относительном смысле, ибо все это, это сгустки энергии. Нет материи, твердости, все существует в энергиях.

Бог есть дух, Он нигде не локализован. Он есть Любовь, это определение лучше всего отвечает на вопрос, что есть Дух.

По своей природе человеческая природа выше природы ангельской. По Вознесении Христа человеческое естество во Христе было посажено одесную Отца. Это значит, что выше уже никто и ничто не может быть поставлено. Божию Матерь мы называем «Честнейшей херувим». Косвенным подтверждением этого является отсутствие в Писании свидетельств о том, что ангелы являются образом Божиим.

Нил Синайский говорит: «Каждого человека мы должны почитать как бога после Бога».

Афанасий Великий: «Для того Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

Ириней Лионский: «Как мог бы ты стать богом, если бы не был человеком».

Существует биологическое понимание человека – «homo sapiens», один из видов, обезьяна с компьютером в голове; физическое – идеальная машина, удивительное устройство организма; математическое – сложная формула; социальная – индивид, обладающий только ему присущими качествами; психологическая – личность; только в христианстве человек – это образ Божий. (Что есть личность, это тайна, которую невозможно выразить в словах. Это первичная реальность. Как не возможно объяснить человеку, что есть, например, зеленый цвет, так и что есть личность. Первичные категории постигаются с помощью не разума, а «феории», созерцательности.)

Одна из точек зрения утверждает, что человек – это ангел во плоти, он добр, любвеобилен, но только окружающие условия искажают его. Другая точка зрения – человек – это животное, разумная обезьяна. Третья точка зрения – человек по природе ни добр, ни зол, он «tabula rasa», на которую социальные условия накладывают отпечаток.

Христианство учит, что человек – есть образ Божий, в котором присутствуют добродетели и страсти, которые есть ни что иное, как искаженные добродетели. При всей глубине падений образ Божий в человеке остается, поэтому и закоренелые грешники способны каяться. С другой стороны, превозношение человека низвергает даже святых, причина – человек забывает, что таких плодов он достиг не своими усилиями, но с помощью Божией.

Богообщение – это элемент человеческой природы, и болезнью является то, когда человек отталкивает от себя Бога. «Гордость – это медная стена между Богом и человеком» – говорит Макарий Великий.