XIV. Светская культура, наука, образование.

а) Культура – не что иное, как воплощение духа человека в формах, доступных объективному наблюдению. Сюда входят и наука, и искусство, и правила поведения, и закон, и философия, итехника и многое другое. В культуру входит и наука и образование.

По плодам мы можем судить об источнике. Рассматривая современную культуру мы можем судить о духовном состоянии современных людей. Современная культура говорит о духовном обнищании человечества, она материальна, цель ее – накопление богатств, «Ищите прежде что есть, что пить и во что одеться, а Царство Небесное приложится».

Одна из бед заключается в том, что Церковь обращается не к себе, а к другим. В настоящее время мы можем констатировать, что христианство исчезает, причем не там, где его нет, а там, где оно есть. Идет забвение христианской духовной жизни. Не возможно говорить о подлинной культуре без обращения Церкви к самой себе.

б) Наука. Она явилась не причиной, а инструментом экологического кризиса. Сама наука может быть бесстрастной. Вся причина в человеке, который использует науку вот уже около 300 лет в своих целях, стремясь поставить ее над природой и даже выше Бога.

Наука превратилась в фетиш. Даже в церковных кругах чувствуется некое подобострастие перед наукой. Облаченный в научные регалии человек может получить богословскую степень, ни года не проучившись в семинарии.

Одна из проблем – проблема науки и религии. Это демагогический вопрос. Проблему наука и религия нельзя заменять проблемой атеизм и религия.

Христианство главное внимание уделяет духовному хлебу, а науку христианство принимает за инструмент добывающий хлеб телесный. Если точнее, наука занимается телесным и душевным. Единственное, что добивается Церковь, так это правильной постановки приоритетов для этих сторон. Если материальные потребности будут поставлены выше духовных, то мы уничтожим сами себя. Современный писатель Михаил Антонов говорит, что человек, который не нуждается в материальных благах, а в духовых не имеет потребности – страшен.

Наука сама по себе не дает человеку ответа на вопрос, главнейший для него – на вопрос о смысле жизни. Смысл жизни наука видит во всецелом познании окружающей жизни. Но науке известно, что она никогда не сможет познать принципов окружающего мира. Наука зиждется на постулатах, которые могут приниматься, но не могут доказываться. Без веры в существование окружающего мира наука не возможна.

Наука ясно представляет себе, что адекватного познания мира она не сможет иметь. (Что такое волны? Это, говорит она, передача частиц. Что такое цвет? …)

Наука всегда дополняет, изменяет, опровергает научные достижения вчерашнего дня. «А если вы думаете, что наука достоверна, то вы ошибаетесь» – говорил Фейман своим ученикам. Наука – это постоянный поиск. Филипп Франк говорил, что вот кажется, что все теории соответствуют данным, а верным оказывается совсем иная теория.

Одно только утверждение науки, что она знает только одну коплю из океана непознанного говорит о том, что она никогда не сможет доказать того, что Бога нет даже в том случае, если бы Его и действительно не было. Нельзя, зачерпнув полную ложку океанской воды утверждать, что киты в океане не водятся.

в) Образование – как и любая деятельность человека, должна исходить из смысла этой деятельности. Секулярная цель образования – наилучшее устройство в этом мире. Константин Ушинский пишет, что образование должно иметь своей целью не только приобретение знаний, но и укрепление своих идей, своего мировоззрения. Необходимо не только собирание строительного материала, но и строительство дома.

Преподавание религии в школах может повлечь за собой преподавание не только христианства, но и оккультизма, сектанства и прочего.

Важен и тот аспект, кто и как будет преподавать, ибо неправильное преподание религиозных дисциплин может зародить в ребенке вообще неприязнь к религии.

Концепция отличает права родителей. Если большинство родителей высказывается за преподавание «Основ Православия» их детям, то его и надо преподавать.