Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм.

По Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциальных и моральных норм (см. табл.4).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выявление морального содержания действий и ситуации.

Возраст:7-10- лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Таблица

Виды социальных норм Категории социальных норм Мини-ситуации нарушения социальных норм
Конвенциональные Ритуально-этикетные: - культура внешнего вида, - поведение за столом, - правила и формы обращения в семье.   Организационно-административные: - правила поведения в школе, - на улице, - в общественных местах - не почистил зубы, - пришел в грузной одежде в школу, - накрошил на столе, - ушел на улицу без разрешения - встал без разрешения на уроке, - мусорил на улице, - перешел дорогу в неположенном месте
Моральные Альтруизм: - помощь, - щедрость. Ответственность, Справедливость и законность: - ответственность за несение материального ущерба - не предложил друзьям помощь в уборке класса, - не угостил родителей конфетами, - взял у друга книгу и порвал ее

Ниже представлены:

- семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1,3,6,9,11,13,16);

-семь ситуации, включающих нарушение моральных норм (2,4,7,10,12,14,17);

-четыре нейтральных ситуаций, не предусматривающие моральной оценки (5,15,8,18).