в учебных заведениях Красноярска

Хорошо зарекомендовал себя Детский информационный центр – ДИЦ. Центр возглавляет заместитель директора по воспитательной работе либо сам директор школы. В обязанности руководителя входит создание в учебном заведении с помощью учащихся, педагогов и родителей единого информационного трезвенного воспитательного пространства. Участники ДИЦа учатся реализовывать себя, вскрывать свои дремлющие таланты и возможности, создавать позитивные творческие установки. Структура центра предусматривает создание секторов, каждый из которых контролирует и насыщает свое информационное поле. Каждый сектор привлекает и занимает делом как можно большее число учащихся, педагогов, родителей. Во главе сектора стоит компетентный руководитель. Сам сектор – это место, куда приходят участвовать, учиться или помогать выстраивать пространство по представленной трезвенной модели.

Деятельность секторов предусматривает выпуски стенной рукописной или печатной газеты или журнала. Много можно добиться с помощью школьной радиостудии и радиотеатра; телецентра и телестудии; драматического театра; творческих и художественных мастерские; оформительских и вспомогательных бригад.

С помощью ДИЦа решаются коммуникативная, психотерапевтическая, воспитательная, образовательная и другие задачи. Обязательным условием работы ДИЦа является присутствие рубрики АЗ-БУКИ для младших школьников, которая вскрывает содержание образцов поведения героев-антагонистов и дает пищу для сознательного построения образа через подражание одному из персонажей. Персонаж по имени АЗ понимается как благонравный, уважаемый, порядочный герой рубрик и школьных мероприятий. Персонаж БУКИ – это пустой, никчемный, завистливый, ленивый, кичливый антигерой. Благодаря этим персонажам учащиеся познают, что такое хорошо и что такое плохо.

Кроме опосредованного, косвенного обучения трезвенному образу жизни могут быть использованы непосредственные, прямые способы воздействия на сознание. В вузах, техникумах, ПТУ, старших классах общеобразовательных школ с целью укрепления «психоиммунитета» к опьяняющим средствам могут быть использованы словесные методы. На основе правдивой, строго научной информации, преподаватель может попытаться построить для слушателей новую, трезвенную программу поведения. Для ее упрочения следует использовать все четыре значения слова: услышанное, произнесённое, увиденное и написанное. Психологически грамотно и убедительно построенная беседа, лекция, занятие могут предостеречь слушателя от употребления наркотиков и даже отвратить от них надолго или навсегда. Сообщаемая слушателям информация должна состоять из нескольких блоков.

В блоке 1 раскрывается сущность двух противоборствующих систем, двух точек зрения на употребление опьяняющих средств. Слушатели получают представление о трезвости – наркотизме, двух системах взглядов, логически-научной и обывательски-бытовой.

В блоке 2 вскрывается действие наркотически действующих веществ (в первую очередь алкоголя, табака и наркотиков). Преподаватель последовательно строит этот блок от личности до цивилизации. Иначе говоря, вначале рассматривается влияние наркотически действующих веществ непосредственно на человека (мозг и другие органы), семью(возникновение ссор, скандалов и разводов, усложнение и напряженность психологических и нравственных аспектов взаимодействия членов семьи), потомство (синдром пьяного зачатия, т.е. увеличение частоты врожденных патологий и уродств, склонность рождаемых детей к болезни, появление безотцовщины). Затем следуют беседы о влиянии опьяняющих веществ на общество (увеличение травматизма, преступности, смертности), государство (экономические, демографические и политические последствия, ослабление национальной безопасности), человечество (снижение уровня культуры, увеличение расходов на социальное обеспечение, ухудшение благосостояния и нарушение прав человека), эволюцию человека (отдаленные биологические последствия).

Блок 3 посвящен трезвенности – ее положительной, облагораживающей роли в жизни человека, семьи, общества, государства, человечества. Раскрывается влияние трезвенного мировоззрения на экономику, политику, культуру, образование и социальное развитие общества. С помощью примеров из истории трезвенного движения и высказываний выдающихся представителей человечества обосновывается тезис о том, что трезвенность является хотя и идеальной, но единственной альтернативой наркотизму.

Блок 4 посвящен рассмотрению вопроса об истинной культуре и ее антиподе – антикультуре, характерной для сферы наркотизма. В тесной связи с вопросами культуры следует рассмотреть представление о безнравственности употребления опьяняющих веществ.

На заключительном этапе в блоке 5 в форме дискуссий слушатели пытаются самостоятельно ответить на вопрос о выборе трезвенного образа жизни или наркотизма.

 

 

Действия работника учебного заведения при обнаружении

факта употребления наркотика учащимся

Непосредственные действия, предпринимаемые персоналом учебного заведения при установлении факта употребления наркотиков учащимся или обоснованном подозрении, юридически и ведомственно не регламентированы. Поэтому в конкретном учебном заведении могут быть внутриведомственные или внутриорганизационные правила, предусматривающие характер действий и порядок их осуществления. В любом случае ведомственные инструкции должны соответствовать действующему законодательству и не нарушать права человека вообще и ребенка, в частности. Практика показывает, что работнику следует руководствоваться следующими правилами.

Ø Немедленно сообщить об этом факте администрации и медицинским работникам данного учебного заведения.

Ø Обязательно держать инцидент в тайне от других учащихся.

Ø Администрация обязана известить об этом факте или подозрении на него, родителей; в случае необходимости следует информировать правоохранительные органы, наркологическую службу.

Ø Вести за подозреваемым учащимся наблюдение до подтверждения или опровержения подозрения на употребление им наркотиков. В случае подтверждения подозрения, необходимо настоять на том, чтобы подозреваемый был отделен от основного коллектива и прошел курс комплексной реабилитации у нарколога, психиатра, психолога, социального работника, педагога-воспитателя, психотерапевта.

Ø Директор и его заместитель по воспитательной работе проводят анализ успешности профилактическая работы.

Ø Работники учебного заведения, родители вправе настаивать на пересмотре планов воспитательной работы для акцентирования в учебном заведении трезвенной воспитательной информационной среды.

Ø Директору и его заместителю по воспитательной работе желательно провести семинар или круглый стол с участием приглашенных специалистов, на котором обсудить с педагогами и воспитателями учебного заведения конкретные мероприятия трезвенной воспитательной работы.

Ø Используя предложенную методику диагностирования наркотизации установить долю учащихся, предрасположенных к наркотикам.

Ø Совместно с добровольцами из числа учащихся, родителей, педагогов создавать в учебном заведении трезвенное информационное пространство. С этой целью использовать способности, энтузиазм и возможности учащихся для формирования трезвенного мировоззрения с помощью выпуска газет, журналов, плакатов, постановки театральных миниатюр, чтения стихов, проведения вечеров, встреч.

Ø Создать при учебном заведении общество трезвенной молодежи, цель которого – жить трезвой жизнью, развивать трезвенную культуру.

Ø Всем педагогам, участникам создания трезвенного воспитательного информационного пространства в учебном заведении следует вести самим трезвенный образ жизни. Участники Информационного центра должны подробно описывать проделываемую работу, обсуждать полученные результаты, публиковать, защищать, распространять свой опыт через педагогические встречи, семинары и конференции.