II. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
(по Кондашу)
Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру. 0.
Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство очень сильный страх, обведите цифру 4.
Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».
1. Отвечать у доски | 0 1 2 | 3 4 | |
2. Пойти в дом к незнакомым людям | 0 1 2 | 3 4 | |
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | 0 1 2 | 3 4 | |
4. Разговаривать с директором школы | 0 1 2 | 3 4 | |
5. Думать о своем будущем | 0 1 2 | 3 4 | |
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить | 0 1 | 3 4 | |
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают | 0 1 2 | 3 4 | |
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь | 0 1 2 | 3 4 | |
(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |||
9. Пишешь контрольную работу | 0 1 2 | 3 4 | |
10. После контрольной учитель называет отметки | 0 1 2 | 3 4 | |
11. На тебя не обращают внимания | 0 1 2 | 3 4 | |
12. У тебя что-то не получается | 0 1 2 | 3 4 | |
13. Ждешь родителей с родительского собрания | 0 1 2 | 3 4 | |
14. Тебе грозит неуспех, провал | 0 1 2 | 3 4 | |
15. Слышишь за своей спиной смех | 0 1 2 | 3 4 | |
16. Сдаешь экзамены в школе | 0 1 2 | 3 4 | |
17. На тебя сердятся (непонятно почему) | 0 1 2 | 3 4 | |
18. Выступать перед большой аудиторией | 0 1 2 | 3 4 | |
19. Предстоит важное, решающее дело | 0 1 2 | 3 4 | |
20. Не понимаешь объяснений учителя | 0 1 2 3 4 | ||
21. С тобой не согласны, противоречат тебе | 0 1 2 3 4 | ||
22. Сравниваешь себя с другими | 0 1 2 3 4 | ||
23. Проверяются твои способности | 0 1 2 3 4 | ||
24. На тебя смотрят как на маленького | 0 1 2 3 4 | ||
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | 0 1 2 3 4 | ||
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) | 0 1 2 3 4 | ||
27. Оценивается твоя работа | 0 1 2 3 4 | ||
28. Думаешь о своих делах | 0 1 2 3 4 | ||
29. Тебе надо принять для себя решение | 0 1 2 3 4 | ||
30. Не можешь справиться с домашним заданием | 0 1 2 3 4 |
Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.
Виды тревожности:
Вид тревожности | Номер пункта шкалы | |||||||||
Школьная | ||||||||||
Самооценочная | ||||||||||
Межличностная | 2. |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.
Уровень тревожности:
Группа | Уровень различных видов тревожности | |||||
Уровень | Учащихся | баллы | ||||
тревожности | классс | пол | общая | школьная | с/оц | Межлич- |
1. Нормальный | ж м ж | 35-67 22-60 30-62 | 8-22 5-20 7-19 | 10-21 5-17 11-21 | 8-22 7-18 7-20 | |
м | 17-54 | 4-17. | 4-18 | 5-17 | ||
ж | 17-54 | 2-14 | 6-19 | 4-19 | ||
м | 10-48 | 1-13 | 1-17 | 3-17 | ||
ж | 35-62 | 5-17 | 12-23 | 5-20 | ||
м ж м | 23-47 36-64 25-46 | 5-14 6-19 5-15 | 8-17 4-18 7-18 | 5-14 5-18 5-13 | ||
2. Несколько | Ж м Ж | 68-73 61-66 63-78 | 23-27 20-25 20-25 | 22-26 17-22 22-26 | 23-27 19-25 21-27 | |
повышенный | м | 55-73 | 18-23 | 19-25 | 18-24 | |
ж | 55-72 | 15-20 | 20-26 | 20-26 | ||
м | 49-67 | 14-19 | 18-26 | 18-25 | ||
ж | 63-76 | 18-23 | 24-29 | 21-28 | ||
М Ж м | 48-60 65-70 47-53 | 15-19 20-25 16-22 | 18-22 19-23 19-24 | 15-19 19-26 14-18 | ||
3. Высокий | ж м ж | 74-94 67-86 79-94 | 28-32 26-31 26-31 | 25-33 23-31 27-31 | 28-34 26-31 28-33 | |
м | 74-91 | 24-30 | 26-32 | 25-30 | ||
ж | 73-90 | 21-26 | 27-32 | 27-33 | ||
м | 68-86 | 20-25 | 27-34 | 26-32 | ||
ж | 77-90 | 24-30 | 30-34 | 29-36 | ||
М Ж м | 61-72 71-91 54-85 | 20-24 26-30 22-26 | 23-27 24-31 25-29 | 20-23 27-35 18-23 | ||
4. Очень высокий | ж м ж | Более94 Более86 Более 94 | Более32 Более 31 Более 31 | Более 33 Более 31 Более 31 | Более34 Более 31 Более 33 | |
м | Более 91 | Более 30 | Более 32 | Более 30 | ||
ж | Более 90 | Более 26 | Более 32 | Более 33 | ||
м | Более 86 | Более 25 | Более 34 | Более 32 | ||
ж | Более 90 | Более 30 | Более 34 | Более 36 | ||
М Ж м | Более 72 Более 91 Более 85 | Более 24 Более 30 Более 26 | Более 27 Более 31 Более 29 | Более 23 Более 35 Более 23 | ||
5. «Чрезмерное спо- | ж м ж | Менее 5 Менее 22 Менее 30 | Менее 8 Менее 5 Менее 7 | Менее 10 Менее 5 Менее 11 | Менее 8 Менее 7 Менее 7 | |
спокойствие» | м | Менее 17 | 'Менее 4 | Менее 4 | Менее 5 | |
ж | Менее 17 | Менее 2 | Менее б | Менее 4 | ||
м | Менее 10 | — | — | Менее 3 | ||
ж | Менее 39 | Менее 5 | Менее 12 | Менее 5 | ||
М Ж м | Менее 23 Менее 36 Менее 25 | Менее 5 Менее 6 Менее 5 | Менее 8 Менее 4 Менее 7 | Менее 5 Менее 5 Менее 5 |
Используемая литература
1. С. Афанасьев, С. Каморин «300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых» М. «Аст-пресс СПД» 2001
2. А.В. Микляева, П.В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004-248 с., ил
3. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн-СПб.: Питер, 2003.-272 с.:ил.-/ Серия «Эффективный тренинг»
4. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.
5. К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2003-160с., ил.
6. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.
7.