Примерные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по профилю «Предшкольное образование»

1. Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики.

2. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования.

3. Сущность процесса обучения его задачи, структура. Функции процесса обучения. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

4. Проблема содержания образования. Основные концептуальные подходы к разработке содержания образования. Образовательные стандарты. Учебное планирование. Учебные программы. Учебная литература; задачи, структура, функции.

5. Организационная структура современного образовательного процесса. Формы организации образовательной деятельности. Традиционные формы организации учебной деятельности. Альтернативные формы организации учебной деятельности.

6. Дифференциация и индивидуализация учения. Виды дифференциации обучения. Формы дифференциации обучения. Уровни дифференциации обучения.

7. Методы обучения. Основные классификации методов обучения.

8. Дидактические средства. Понятие и функции дидактических средств. Классификация дидактических средств. Традиционные и инновационные средства обучения. Новые информационные технологии в образовании.

9. Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Философский образ человека и модели педагогической деятельности. Характеристика основных моделей воспитания.

10. Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания.

11. Проблема содержания воспитания школьников в современных условиях.

12. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.

13. Нравственное воспитание личности. Цель и задачи нравственного воспитания личности. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в условиях современной образовательной среды.

14. Эстетическое воспитание и художественное развитие личности. Цель и задачи эстетического воспитания личности. Цель и задачи художественного воспитания. Содержание, формы и методы эстетического и художественного воспитания личности.

15. Цель и задачи трудового воспитания личности в современных условиях. Содержание, формы и методы трудового воспитания личности в современной образовательной среде.

16. Теория и практика физического воспитания в современных условиях. Цель и задачи физического воспитания. Содержание, формы и методы физического воспитания.

17. Теоретические основы управления образовательными системами. Практика управления системой образования. Стили руководства в образовании. Образовательное учреждение как объект управления.

18. Проблема разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе. Педагогический коллектив и его развитие. Аттестация педагогических кадров.

19. Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность; особенности, закономерности, формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности.

20. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности и их психологические особенности.

21. Методологические основы психологического исследования и их реализация в педагогической психологии (принцип детерминизма, единства психики и деятельности, объективности развития). Классификация методов исследования, применяемых в педагогической психологии.

22. Проблема развития в психологии. Характеристика понятия развитие. Возрастная периодизация. Проблема стадиальности развития. Гетерохрония развития.

23. Проблема средовой и генотипической детерминации развития когнитивных функций. Общая характеристика генотипических и средовых факторов. Роль генотипа и среды в развитии психики индивида. Основные теории взаимодействия генотипа и среды.

24. Психологические теории учения конца ХIХ века.

25. Научная революция в педагогической психологии начала ХХ века. Бихевиоризм и образование. Гештальтпсихология и теории обучения.

26. Концепция обучения и развития Л.С. Выготского. Основные положения теории Л.С. Выготского. Учение о высших психических функциях. Влияние теории Л.С. Выготского на педагогическую психологию и образовательную практику.

27. Теория детского развития Жана Пиаже. Интеллект и адаптация к среде. Формирование когнитивных структур. Ассимиляция и аккомодация как механизмы адаптации. Стадии развития интеллекта.

28. Теория деятельности как фундамент теории учения. Деятельностный подход в психологии. Учебная деятельность, как вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности.

29. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Базовые теоретические основания подхода П.Я. Гальперина.

30. Психологические основы проблемного обучения. Источники идеи психологии проблемного обучения. Проблемные ситуации в обучении.

31. Теоретические основы развивающего обучения. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

32. Гуманистическая психология и современное образование. Учение о самоактуализации А. Маслоу. Гуманистическая психология о двух типах учения.

33. Психологические основы исследовательского и проектного обучения.

34. Проблема обучения и развития в современной психологии.

35. Психодиагностика в современном образовании. От «диагностики отбора» к «диагностике развития». Виды диагностики в образовании.

36. Мотивация учения. Классификации мотивов учения. Иерархия мотивов учебной деятельности. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.

37. Образовательная среда как фактор развития личности. Общая характеристика понятия образовательная среда. Основные теоретические модели образовательной среды. Образовательная среда в общекультурном контексте.

38. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

39. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.

40. Психолого-педагогические основы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

41. Взаимодействие образовательной организации с семьями детей в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.

42. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

43. Безопасная образовательная среда в работе дошкольной образовательной организации.

44. Влияние образовательной среды на психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возраста.

45. Эмоциональное благополучие ребёнка и его психолого-педагогические показатели.

46. Психолого-педагогические особенности обеспечения эмоционального благополучия дошкольников.

47. Влияние стиля профессиональной деятельности педагога на эмоциональное благополучие ребёнка.

48. Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к изучению объектов окружающего мира.

49. Психофизиологические ос­новы готовности детей старшего дошкольного возраста к обуче­нию грамоте.

50. Использование исследовательских методов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

51. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

52. Воспитание нравственных черт личности у детей старшего дошкольного возраста.

53. Формиро­вание психомоторной готовности старших дошкольников к письму.

54. Использование предметно-практической деятельности в развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста.

55. Формирование эмоционально-эстетического отношения детей к действительности средствами музыки.

56. Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста.

57. Развитие физической выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

58. Актуальные проблемы математического развития детей на различных ступенях обучения и возможности и х решения в условиях реализации новых ФГОС.

59. Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования.

60. Современные требования к педагогам дошкольных организаций.

61. Теория и практика игрового обучения в работах К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

62. Игра в дошкольном образовании.

63. Развитие ребенка в раздичных видах деятельности.

64. Предшкольное образование ребенка.

65. Социальное развитие дошкольника.

66. Образовательные программы начального общего образования.

67. Образовательные программы дошкольного общего образования.

 

Представленный список экзаменационных вопросов может быть незначительно изменен и откорректирован.