Опыт 5. Опыты с иллюзиями

Цель. Показать объективные и субъективные причины возникновения зрительных иллюзий.

Материал: Различные рисунки с изображением зрительных иллюзий.

Ход опыта.

 

Иллюзия Поггендорфа. Вывесить плакат с от­крытой левой частью. Спросить, правильно ли нарисована на­клонная линия. Что надо сделать, чтобы эта линия была нари­сована правильно? Открыть правую часть. Спросить, верно ли нарисована веревка, которую тянет рабочий (рис. 4).

Сделать вывод:

апперцепция и мышление влияют на осмысленность и проте­кание восприятия?

 

Иллюзии Мюллера – Лuepa. Сравнить отрезки аив, затем а1 и в1 (рис. 5).

Сделать вывод:

в зависимости от соотношения частей и целого могут воз­никать различные иллюзии восприятия?

 

Иллюзия двойственности восприятия. Показать рисунок и спросить, что нарисовано (рис. 6).

Затем закрыть рисунок листом бумаги и постепенно переме­щать этот лист сначала вверх, затем вниз. В первом случае мы видим букву «п», а во втором – три круглых стержня. Одна­ко переход одного изображения в другое проследить не удастся.

Сделать вывод:

иллюзии целостности возникают в связи с апперцепцией вос­приятия; двойственность восприятия зависит от выделения опорных контуров рисунка?

 

Иллюзия смещения. Пока­зать готовые рисунки иллюзий смещения (рис. 7, 8). По­смотреть, у кого из испытуе­мых проверка снимет иллю­зию смещения.

Сделать вывод: некоторые обманчивые об­разы восприятия могут обла­дать чрезвычайной устойчиво­стью?

 

Иллюзия контраста. Пока­зать рисунки иллюзий контра­ста (рис. 18).

Сделать выводы: восприятие предмета зави­сит от особенностей фона, на котором расположен предмет;

иллюзии, возникающие при восприятии предмета на кон­трастном фоне, часто использу­ются в жизни и практической деятельности людей?

 

 

 

Рис. 7,8

Опыт 6. Оценка быстроты и правильности восприятия

Цель. Показать зависи­мость восприятия от особенно­стей личности.

Материал. Рисунок палоч­ного человечка.

Ход опыта. Нужно отыскать палочного человечка в беспо­рядочной толпе его палочных собратьев (рис. 19). Попробо­вать уложиться в минуту. Ес­ли получится, очень хорошо.

Сделать выводы: на первых этапах восприя­тия объект отражается сум­марно: «Отдельный агент вне­шнего мира, примененный в ка­честве раздражителя, сначала является обобщенным в боль­шей или меньшей степени»;

в последующем происходит детализация восприятия. Ана­лиз дополняет первоначальный синтез. В процессе дальнейше­го анализа объекта восприятие совершенствуется. В процессе восприятия объект отражается как целое с входящими частя­ми, в единстве анализа и син­теза;

при ориентировочном вос­приятии и последующем уточ­нении воспринятого объекта обнаружились индивидуальные различия в быстроте, правиль­ности и протекании восприя­тия?

 

Опыт 7. Зна­чение мышле­ния в процес­се восприя­тия

Внимательно присматрива­ясь к верхнему рисунку, нужно определить, какая из девяти пронумерованных автомашин на нижнем рисунке должна за­нять свободное место (рис.20).

На основе полученных дан­ных сделать общие выводы:

восприятие человека носит осмысленный характер;

в восприятие с самого на­чала включено мышление;

восприятие может отражать не только особенности пред­метов, но и связи и отноше­ния между ними.

Включение мышления в восприятие спо­собствует установлению при­чинных связей?


 

Рис. 20.

 

 

Опыт 8. Пред­метность и це­лостность вос­приятия

Цель. Ознакомить с некоторыми особенностями восприя­тия.

Оборудование. Рисунки, тексты.

Ход опыта. Показать испытуемым рисунки. Спросить, что на них изображено (рис. 21, 22).

Каким образом удалось определить содержание изображе­ния?

Прочитать предложения:

— Молодец против овец, а против молодца сам овца.

— По плечу молодцу все тяжелое...

— Красный молодец прискакал, что солнышко взошло...

Проанализировать смысловое содержание слов «молодец» и

«молодец», встречающихся в каждом из предложений.

На основе проведенного анализа рисунков и предложений объяснить:

Почему уши воспринимаются парами, хвосты по одному, а шесть соединенных элементов как цветок?

От чего зависит смысловое восприятие слова «молодец» («молодец»)?

Как объяснить содержание и природу предметности и цело­стности восприятия?

Как соотношение элементов влияет на восприятие целого и как целое определяет восприятие отдельных частей?

В заключение сделать выводы:

наше восприятие характеризуется предметностью и целост­ностью, так как детерминировано внешним миром. На основе. практики, опыта человек объединяет отдельные элементы в це­лостный образ. Наглядный образ восприятия относится к опре­деленному предмету внешнего мира;

в процессе восприятия улавливаются определенные соотно­шения между частью и целым. Каждая часть воспринимается не сама по себе. Она входит в целостный образ и приобретает значение лишь при соотнесении с целостным образом. Восприя­тие отдельных частей определяется особенностями целого и в то же время влияет на восприятие этого целого?