Опыт 5. Опыты с иллюзиями
Цель. Показать объективные и субъективные причины возникновения зрительных иллюзий.
Материал: Различные рисунки с изображением зрительных иллюзий.
Ход опыта.
Иллюзия Поггендорфа. Вывесить плакат с открытой левой частью. Спросить, правильно ли нарисована наклонная линия. Что надо сделать, чтобы эта линия была нарисована правильно? Открыть правую часть. Спросить, верно ли нарисована веревка, которую тянет рабочий (рис. 4).
Сделать вывод:
апперцепция и мышление влияют на осмысленность и протекание восприятия?
Иллюзии Мюллера – Лuepa. Сравнить отрезки аив, затем а1 и в1 (рис. 5).
Сделать вывод:
в зависимости от соотношения частей и целого могут возникать различные иллюзии восприятия?
Иллюзия двойственности восприятия. Показать рисунок и спросить, что нарисовано (рис. 6).
Затем закрыть рисунок листом бумаги и постепенно перемещать этот лист сначала вверх, затем вниз. В первом случае мы видим букву «п», а во втором – три круглых стержня. Однако переход одного изображения в другое проследить не удастся.
Сделать вывод:
иллюзии целостности возникают в связи с апперцепцией восприятия; двойственность восприятия зависит от выделения опорных контуров рисунка?
Иллюзия смещения. Показать готовые рисунки иллюзий смещения (рис. 7, 8). Посмотреть, у кого из испытуемых проверка снимет иллюзию смещения.
Сделать вывод: некоторые обманчивые образы восприятия могут обладать чрезвычайной устойчивостью?
Иллюзия контраста. Показать рисунки иллюзий контраста (рис. 18).
Сделать выводы: восприятие предмета зависит от особенностей фона, на котором расположен предмет;
иллюзии, возникающие при восприятии предмета на контрастном фоне, часто используются в жизни и практической деятельности людей?
Рис. 7,8
Опыт 6. Оценка быстроты и правильности восприятия
Цель. Показать зависимость восприятия от особенностей личности.
Материал. Рисунок палочного человечка.
Ход опыта. Нужно отыскать палочного человечка в беспорядочной толпе его палочных собратьев (рис. 19). Попробовать уложиться в минуту. Если получится, очень хорошо.
Сделать выводы: на первых этапах восприятия объект отражается суммарно: «Отдельный агент внешнего мира, примененный в качестве раздражителя, сначала является обобщенным в большей или меньшей степени»;
в последующем происходит детализация восприятия. Анализ дополняет первоначальный синтез. В процессе дальнейшего анализа объекта восприятие совершенствуется. В процессе восприятия объект отражается как целое с входящими частями, в единстве анализа и синтеза;
при ориентировочном восприятии и последующем уточнении воспринятого объекта обнаружились индивидуальные различия в быстроте, правильности и протекании восприятия?
Опыт 7. Значение мышления в процессе восприятия
Внимательно присматриваясь к верхнему рисунку, нужно определить, какая из девяти пронумерованных автомашин на нижнем рисунке должна занять свободное место (рис.20).
На основе полученных данных сделать общие выводы:
восприятие человека носит осмысленный характер;
в восприятие с самого начала включено мышление;
восприятие может отражать не только особенности предметов, но и связи и отношения между ними.
Включение мышления в восприятие способствует установлению причинных связей?
Рис. 20. |
Опыт 8. Предметность и целостность восприятия
Цель. Ознакомить с некоторыми особенностями восприятия.
Оборудование. Рисунки, тексты.
Ход опыта. Показать испытуемым рисунки. Спросить, что на них изображено (рис. 21, 22).
Каким образом удалось определить содержание изображения?
Прочитать предложения:
— Молодец против овец, а против молодца сам овца.
— По плечу молодцу все тяжелое...
— Красный молодец прискакал, что солнышко взошло...
Проанализировать смысловое содержание слов «молодец» и
«молодец», встречающихся в каждом из предложений.
На основе проведенного анализа рисунков и предложений объяснить:
Почему уши воспринимаются парами, хвосты по одному, а шесть соединенных элементов как цветок?
От чего зависит смысловое восприятие слова «молодец» («молодец»)?
Как объяснить содержание и природу предметности и целостности восприятия?
Как соотношение элементов влияет на восприятие целого и как целое определяет восприятие отдельных частей?
В заключение сделать выводы:
наше восприятие характеризуется предметностью и целостностью, так как детерминировано внешним миром. На основе. практики, опыта человек объединяет отдельные элементы в целостный образ. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира;
в процессе восприятия улавливаются определенные соотношения между частью и целым. Каждая часть воспринимается не сама по себе. Она входит в целостный образ и приобретает значение лишь при соотнесении с целостным образом. Восприятие отдельных частей определяется особенностями целого и в то же время влияет на восприятие этого целого?