Опыт 1/2. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании

 

Вводные замечания.

Термин «осязание» обычно употребляют в двух раз­ных значениях. С одной стороны, для обозначения кожной чувствительнос­ти, и тогда рассматривают ее виды — температурную, болевую, тактильную чувствительность, строение кожных рецепторов, дороги их чувствительно­сти и т. п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптическую чувстви­тельность, которая включает два компонента; тактильный и кинестетичес­кий. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате активного ощупывания формирует­ся осязательный образ предмета [1].

Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об активном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экспериментально вычленить раз­личные виды ощупывающих движений: макродвижения рук, а также мик­ро- и макродвижения пальцев. Оба вида движений на разных этапах форми­рования осязательного образа выполняют как познавательные, так и конт­ролирующие функции.

Настоящее занятие преследует две цели: во-первых, проследить и объек­тивно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пас­сивном и активном осязании тест-объекта одной рукой и, во-вторых, вы­явить особенности видов движения в процессе бимануального осязания. Для сравнения точности пассивного и активного осязания в данном задании пре­дусмотрено проведение четырех опытов І—ІV. В каждом из них в качестве стимулов предъявляют по три фигуры, отличающиеся друг от друга степе­нью сложности формы. Кроме этих четырех опытов предусмотрено проведе­ние еще одного — V опыта, который должен дать сведения о качественных особенностях взаимодействия обеих рук в процессе формирования осяза­тельного образа.

При выполнении задания необходимо строго следовать порядку выпол­нения работы в разных опытах, поскольку от этого зависит качество получа­емых результатов.

Форма 2

 

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Задание (тема)................................................................................ Дата........................

Экспериментатор ...................................................... ......................................................

Протоколист....................................................................................................................

Испытуемый ....................................................................................................................

Самочувствие испытуемого ........................................................................................

Измеряемая характеристика........................................ ...............................................

Вид стимула............................................... ..................................... ……………...

Оценка точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах) (баллы проставляет экспериментатор) ;
Номер фигуры Опыт Средний балл для опытов
  І II ІІІ I І II ІІІ IV
               

 

Материалы для проведения опытов.

Экспериментальный материал состоит из набора плоских геометрических фигур изготовленных из жесткого картона или фанеры. Фигуры отличаются друг от друга сложностью контура, а именно: количеством и длиной отрезков периметра, количеством и величиной углов. Для фиксации результатов эксперимента в виде зарисовок предъявляемых стимулов-фигур каждый испытуемый должен иметь листы бумаги, на каждом из которых он будет зарисовывать лишь одну фи­гуру.

До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протоколь­ных записей (Форма 2, для V опыта специальной формы протокола нет). Ре­зультаты его в произвольной форме регистрируются экспериментатором на основе наблюдений и самонаблюдений испытуемого.

Порядок работы.

Для выполнения задания студенты делятся на две группы: студенты первой группы выполняют функции экспериментаторов, а студенты второй группы — функции испытуемых! Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур гла­за испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведе­ния фигур рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощу­пывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также и активного ощупывания не ограничена. До начала исследования экс­периментатор зачитывает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому:

«Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша зaдача — с закрытыми глазами путем осязания возможно более точно определить форму каждой из них и затем, открыв глаза по знаку эксперeментатора, воспроизвести свое представление о фигуре графически».

1опыт — пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула. Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испы­туемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помо­щью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор убирает фигу­ру, снимает с испытуемого наглазнуют повязку. после чего испытуемый при­ступает к зарисовке воспринятой фигуры.

— опыт — пассивное осязание при движении фигуры-стимула. Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по не­подвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.

— опыт — редуцированное (искусственное) актив­ное осязание. Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обво­дит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается:3-4-кратное отведение контура каждой фигуры. Экспери­ментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в про­цессе ее обведения она оставалась неподвижной.

— опыт — активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру: Время ощупывания не ограничено. Пос­ле ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.

— опыт — бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания —'активного ощупывания двумя руками. Ис­пытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а так­же функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере дви­жений испытуемый делает зарисовки фигур.

 

Обработка результатов.

Для обработки рисунки испытуемого группи­руют. Соответственно номеру опыта: I-IV ;

— Прежде всего, следует оценить метрические свойства зарисовок, т. е. оп­ределить длину линий, величину углов, пропорции и большее количество элементов данной фигуры.

— Затем оценивают качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале:

5 — рисунок в точности соответствует форме тест-объекта,

4 — в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длин­нее, чем в оригинале),

3 —искажены не только длины фигуры,

2 — искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или не­сколько элементов фигуры-оригинала,

1 — сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсут­ствует.

— Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.

 

V о п ы т: обработка результатов заключается в составлении экспе­риментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особен­ности функции рук и пальцев:

— разную активность правой и левой рук,

— разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки отсчета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки),

— симультанную работу пальцев,

— неравномерность движений по контуру (замедления, остановки и воз­враты),

— преимущественные функции отельных типов движений, а именно позна­вательных и контролирующих.