Виды правотворчества

Законотворчество – это процесс подготовки и принятия только законов как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. В его реализации принимают участие высшие представительные органы центральной власти и субъектов федерации в федеративных государствах.

Делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность государственных и негосударственных органов, осуществляемая по поручению парламента, по принятию нормативно-правовых актов, способствующих оперативному решению определенных задач.

Подзаконное правотворчество – деятельность структур, не относящихся к представительным органам, по подготовке и принятию подзаконных нормативно-правовых актов, нормативных договоров, установлению судебных прецедентов.

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров и т. д. Подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Функции правотворчества:

- обновление законодательства;

- устранение устаревших юридических норм;

- устранение пробелов в праве.

В современном цивилизованном государстве правотворческая деятельность должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.