Источники (формы) права

 

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение

Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены в каких-либо документах или ссылках, которые являются способами их существования, формами жизни. Это внешнее выражение права называется в одних случаях формой права, в других – источником права, в третьих – одновременно источниками и формами права.

Право, как и любое явление, характеризуется такими философскими категориями, как форма и содержание.

Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития.

Форма – есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Среди правоведов нет единства в понимании рассматриваемой проблемы. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права – это юридические нормы. Однако государственная воля скорее отражает сущность права, а юридическая норма – это не форма права, а само право.

Исходя из вышесказанного, содержание права составляет совокупность юридических норм.

Форма права представляет собой внешнее выражение содержания права, придающее ему упорядоченность и государственно-властный характер. Но право имеет внутреннюю и внешнюю формы.

Внутренняя форма права – это структура и связи. Она отражает горизонтальную и вертикальную структуру права, способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, а также распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений.

Внешняя форма есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования», выражения вовне государственной воли. При этом не следует ни сводить право к формам его выражения, ни отрывать его от этих форм. Раскрыть внешнюю форму права – значит выяснить, какими способами властвующая группа придает своей воле обязательный характер, какие формы выражения приобретают нормы права. Под внешней формой права понимаются лишь конкретные нормативно-правовые документы, содержащие нормы права.

Неоднозначное понимание термина «форма права» не позволяет объективно обозначать им нормативно-правовые документы, содержащие юридические нормы.

Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы класса, всего народа или его части.

Однако если исходить из общепринятого значения слова «источник» как начала, исходной точки, корня, причины и т. д., то применительно к юридическим явлениям это понятие может иметь различное содержание.

Источник права в материальном смысле – материальные условия жизни
общества, способ производства и распределения, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой. Материальные условия жизни общества обусловливают волю через соответствующую правотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной нормативно-правовой документ.

Источник права в идеальном смысле – источник познания, под которым понимаются дошедшие до нашего времени исторические документы, правосознание, правовые доктрины, концепции, идеи, представления людей о действующем и желаемом праве. Господствующая правовая идеология – главный источник формирования права в идеальном смысле.

Под источником права в формально-юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации государственной воли. Это и есть внешняя форма права в юридическом значении этого термина.
Она отражает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма доводится до сознания субъектов.

Наиболее логичным и целесообразным представляется использование двойного термина – источник (форма) права, под которым можно понимать способ выражения, существования и преобразования правовых норм, действующих в пределах национальной правовой системы, отражающих определенную государственную волю.