Учение о субстанции. Принцип материального единства мира.

Понятие «бытие» еще не обеспечивает единство мира. Для обозначения этого применяется категория «субстанция». Проблема субстанции (от латинского substantia - сущность, то, что лежит в основе) во все времена философы уделяли большое внимание. Под суб­станцией понимали первооснову и первопричину бытия, т.е. то, к чему сво­дится все многообразие мира.

Для того, чтобы обеспечивать единство мира, субстанция должна обладать рядом мыслимых свойств:

а) не иметь другой причины, кроме самой себя, несотворенность, неуничтожимость;

б) не показываться сама через себя, всегда полностью воплощаясь в отдельных вещах;

в) обладать свойством самоорганизации, которое может пониматься как сила, активность сознания, движение и т.д.

В зависимости от того, сколько субстанций выделяется в качестве первоосновы бытия, в философии различаются три на­правления: монизм (одна субстанция), дуализм (две субстанции), плюрализм (много субстанций). Подавляющее большинство философов при разработке картины мира исходят из признания одной субстанция как первоосновы бы­тия, в качестве которой принимают либо материю, либо сознание. Отсюда - материалистический или идеалистический монизм.

Материалистический монизм считает, что единственной субстанцией яв­ляется материя, а сознание признается как одно из свойств материи, а имен­но: свойство высокоорганизованной материи, головного мозга отражать ре­альный мир в идеальных образах.

Идеалистический монизм исходит из того, что в качестве единой основы бытия признается только духовная субстанция, выступающая в виде созна­ния индивида (Беркли), ступени развития «абсолютной идеи» (Гегель), руди­мента объединенного сознания, проникшего в науку (неопозитивизм), бога (богословы) и т.д. Интересную позицию в этом вопросе занял Б. Спиноза, ко­торый отождествлял субстанцию с богом. Но бог, в его понимании, - не тво­рец материального мира, не духовная субстанция, а сама природа. Начало и причина всего существующего («causa sui») и конкретные вещи суть видо­изменения субстанции.

Противоположную позицию занимает дуализм, который при создании фи­лософской картины мира исходит из признания двух первооснов, равноправ­ных и несводимых Друг к другу: материальной и индивидуальной. Наиболее известным представителем дуализма является Р. Декарт, который разделил бытие на субстанцию мыслящую (духовное сознание) и субстанцию протя­женную, телесную (материя).

Ряд философов считают, что в основе бытия лежит множество субстанций (плюрализм). Например, представители персоналистического экзистенциа­лизма первоосновой бытия определяют личность. Следовательно, сколько личностей - столько и первооснов.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА - базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и т.д. Фундирует собою классические системы материалистического монизма от античной натурфилософии до марксизма. Принцип М.Е.М. исходит из признания единства (общности) всех явлений мира (природных и социальных), отражаемых в человеческой психике и сознании. Противостоит как дуализму и плюрализму, так и идеалистическим версиям монизма. Семантически принцип М.Е.М. предполагает, во-первых, субстанциональное его единство: субстанцией всех явлений и процессов мира полагается материя. Во-вторых, М.Е.М. понимается как атрибутивное его единство (какую бы его часть (вид, фрагмент) материи не рассматривать, она, как и все другие части материи, будет обладать полным набором известных свойств, называемых атрибутами). В-третьих, генетическое единство (какие бы ни были перед нами виды (формы, фрагменты) материи, как бы они не отличались друг от друга - все эти виды, как об этом свидетельствует наука, имеют общие истоки и корни). В-четвертых, номологическое единство мира: все в мире (как природные и социальные процессы, так и мир человеческого познания) подчиняется одним и тем же всеобщим законам. (см. также: МОНИЗМ, ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ).

принцип материализма, утверждающий, что мир есть движущаяся материя и не существует ничего, что не было бы определенным видом материи, ее свойством или формой ее движения. Этот принцип формировался на основе успехов науч. познания и практического освоения природы человеком. Для домарксист. материалистов характерно было связывать М. е. м. с признанием существования простейшей материальной первоосновы, модификациями к-рой они пытались представить все существующие вещи и явления. В Новое время в качестве такой первоосновы принимались чаще всего мельчайшие неделимые частицы - атомы. В кон. 19 в. было обнаружено, что атомы сложны и состоят из еще более мелких ча стиц, получивших позднее название элементарных. Однако и элементарные частицы не есть предельно простое начало. В. И. Ленин еще в 1908 писал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом» (т. 18, с. 277), что подтверждается совр. физикой, к-рая все ближе подходит к раскрытию сложной структуры элементарных частиц. Отбросив идею единой простой неизменной первоосновы, диааек-тич. материализм утверждает неисчерпаемое качеств, многообразие движущейся материи. Всеобщая взаимосвязь видов материи, а также наличие у них таких всеобщих сторон и свойств, как движение, пространство, время, детерминизм, отражение, и обусловливают М. е. м. Марксист, философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, высш. форму отражения, что укрепляет принцип М. е. м. Сторонники идеализма и религии. противопоставляя сознание материи как особую сверхъестеств. реальность естеств. реальности, отрицают М. е. м. Мир у них распадается на два: духовный и материальный, что извращает дейст-вит. картину мира, создает препятствия на пути человеч. познания.