А. Искусство беседы
Именно здесь непосредственный контакт человека с человеком получает все преимущества, на какое-то время замаскированные чудесами техники распространения информации. Выразитель общественного мнения вмешивается время от времени в неспецифические отношения: с ним встречаются не под знаком объявленного заранее влияния, а под знаком общительности. Благодаря своему опыту и знанию своей публики (не обязательно осознанному, что, впрочем, не имеет никакого значения) выразитель общественного мнения приспосабливает ту или иную тему, тот или иной аргумент к привычкам и интересам людей, которые его слушают. Он умеет переформулировать, детализировать, упрощать, увязывать, применять. Он выполняет, таким образом, со всей рефлексивностью функции фактора соответствия, фактора влияния. Убедить другого, что данный вопрос может его касаться, — это уже значит оказывать влияние. Массовые коммуникации были бы бессильны без этого активного и адаптативного возврата к теме, постоянно происходящего в разговорах.
С другой стороны, и это дополняет анализ способа действий выразителей общественного мнения, эффективное влияние источника гораздо меньше зависит от его чисто технических характеристик, чем от атрибуций, объектом которых он является со стороны реципиентов, оценивающих его качества: насколько он наде-
522 Глава 19. Массовые коммуникации
Б. Дифференциация ролей 523
жен или сомнителен, престижен, конфиденциален, допустим, признан, официален, схож и т. д. Эти атрибуции сами зависят от того, как реципиенты оценивают самих себя. Влияние источника, который считается компетентным, в частности не свободно от того, насколько более или менее высоко адресат оценивает свою собственную компетентность по сравнению с компетентностью источника. Именно это показывает эксперимент, который с большой изобретательностью провели Мэджи, Бутера и Магни (Maggi, Butera, Mugni, 1996). Эксперимент этот тем более доказателен, что он касается «объекта» социально малозначительного — сантиметра. Авторы сначала проверяют способности испытуемых к оценке длины на глаз (по зрительному впечатлению). Результатами, полученными в этом испытании, манипулируют так, что половина индивидов думают, что у них посредственные способности (низкая личная компетентность), а остальные считают, что обладают превосходными способностями (высокая личная компетентность). Затем все испытуемые определяют длину 12 вертикальных линий. Перед каждым показом экспериментатор объявляет оценку, которую якобы дал человек либо очень компетентный, либо некомпетентный. Фактически речь идет о систематически заниженной оценке. Первая зависимая переменная соответствует средней оценке, высказанной испытуемыми, поставленными в четыре варианта условий: Личная компетентность или некомпетентность х Компетентность или некомпетентность источника. Анализ результатов выявил два основных эффекта: с одной стороны, испытуемые, считавшие себя некомпетентными, дали оценки, более близкие к оценкам источника, чем те, кто считали себя компетентными. С другой стороны, «компетентный» источник оказал более сильное влияние, чем «некомпетентный». Это влияние особенно сильно воздействует на «некомпетентных» испытуемых. Повторение эксперимента с «некомпетентными» испытуемыми подтвердило более сильное влияние компетентного источника на их оценки.