А. Публика и общественное мнение
Токвиль (Tocqueville) уже отмечал роль газет в действительном объединении граждан, в остальном чуждых друг другу. Но именно Тарду (Tarde, 1901, переизд. 1989) мы обязаны описанием публики, этого «чисто духовного сообщества», «рассредоточения физически разделенных индивидов, объединение которых носит чисто ментальный характер», поскольку они читают одну и ту же прессу. Однако не следует заблуждаться: здесь речь идет о том, что воспроизведение и быстрое распространение сообщения выявляет или активизирует возможности соучастия, но не создает их. Другими словами, Тард явно имел в виду идентичность условии (можно было бы сказать идентичность познания), которая превосходит простую идентичность восприятия. Он, например, пишет: «После нескольких первых робких попыток читатель выбирает себе "свою" газету, а газета отбирает для себя читателей» (Tarde, op. cit., p. 41). Или еще: «Самое важное различие, которое необходимо усматривать между различными слоями публики, так же как между различ-
____________________________ А. Общественное мнение, информация, развлечения 519
ными толпами, — это различия в их целях или в их вере» (р. 51). И последнее: «Публика, как мы знаем, происходит из организованных социальных групп, являясь их неорганичным преобразованием» (р. 53-53). Таким образом, причина существования той или иной публики заключается отнюдь не в способности воспроизводить или распространять сообщения, которые к ней обращены или которые кажутся ей обращенными к ней.
Любопытно, что Тард несколько утрачивает точность видения, когда дает определение общественного мнения: «Мы скажем, что общественное мнение — это более или менее логичная совокупность суждений, сложившаяся на какое-то время как отклик на актуальные проблемы момента, воспроизводимая и распространяемая в многочисленных экземплярах среди людей, живущих в одной стране в одно и то же время и в одном и том же обществе» (Там же, р. 76). Немного далее Тард продолжает: «Для того чтобы это сходство идей было осознано членами общества, разве не должно оно вызываться выражением в словах, на письме или в прессе какой-то идеи, поначалу индивидуальной, а затем получившей распространение?» Нет: возможно, эту причину создает осознание сходства, но не само сходство, которое связано с экономическими и экологическими условиями, гораздо более глубокими.
Как бы то ни было, сосредоточение внимания на «эффектах общественного мнения», и в особенности на их изменении, типично для значительной части классических исследований массовых коммуникаций: изучение поведения избирателей, оценка влияния какой-то кампании или эволюции суждений по какому-либо вопросу жизни общества, привлечение внимания к новым темам, создание или разрушение «имиджа» (человека, страны, продукта, марки) и т. д. Все эти исследования предполагают вполне справедливо, что общественное мнение лабильно, неустойчиво. Это подчеркивал уже Гегель. По мнению этого философа, общественное мнение действительно зависит от того, что чувствует частное лицо, и в этом отношении в нем смешано субъективное и объективное, случайное и закономерное, истина и непреодолимые предрассудки здравого «смысла» (ср. комментарии, которые дает к «Основам философии права» Флейшман, 1964). Изменения мнений и даже аттитюдов, по-видимому, более непосредственно и более часто происходят от применения риторики (Billig, 1991), чем объективно определяются ситуационными переменными. Но сама риторика тем более зависит как от приобретенных привычек, так и от адаптации к давлению, оказываемому окружением. Коммуникация пребывает в состоянии неоднозначности, колеблясь между своей функцией отражения необходимости, которая в конце концов моделирует общественное мнение, и своей же функцией откликаться на недовольство, что предохраняет общественное мнение от немедленного ниспровержения «силой вещей». С одной стороны — это фактор изменения, а с другой — фактор устойчивости и консерватизма.