В. Социально-психологическая прагматическая перспектива коммуникации
Необходимо принять во внимание каждый из терминов, входящий в заголовок этого параграфа. Прежде всего, перспектива «прагматическая», поскольку это отсылка к длительному периоду в истории социальной психологии, как об этом напоминает Дардэнн (Dardenne, 1997): «Прагматическая перспектива в социальной психологии имеет долгую историю, начало которой восходит к XIX в. Среди основателей современной социальной психологии, пользующихся немалым авторитетом (например, хотя бы таких, как Джером Брунер, Соломон Аш или Фриц Хайдер), были также верные сторонники данного подхода. Но только совсем недавно социальная психология решительно повернулась в сторону этого подхода» (Dardenne, 1977, р. 191)... и интегрировала язык как средство социального действия. Это предполагает наличие прагматической теории языка, которую можно найти у Остина, Серла, Гоффмана (Austin, Searle, Goffman) и некоторых других исследователей.
Далее, перспектива «социально-психологическая», так как этот термин отсылает — по крайней мере сегодня — главным образом к когнитивным процессам1 и, в частности, к перелому в социальной психологии, к которому привела когнити-вистская парадигма: «Если когнитивистская парадигма порвала с прежними парадигмами, то это потому, что здесь выводится на сцену другой онтологический субъект: на место субъекта действия ставится субъект познания. Познание уже будет изучаться не как связанное с действием или предрасполагающее к действиям определенного типа, а как самостоятельный процесс» (Beauvois, 1977, р. 8). Но ясно, однако, что, как об этом также говорит Бовуа (Beavois, op. cit.), «субъект познания и субъект действия не могут быть разъединены радикально... Парадиг-мальный когнитивизм должен, следовательно, быть дополнен другой программой исследования, которая позволит нам лучше узнать связи между познанием и действием...» (р. 22).
Нам кажется, что социально-психологическое прагматическое исследование общения уже шло в 1980-е и особенно в 1990-е гг. и что оно находится в процессе осуществления той «другой» программы, к которой призывает Бовуа (с опозданием?). В самом деле, в 1980-х гг. Петти и Качоппо (Petty, Cacioppo, 1983, 1984, 1986), с одной стороны, и Чайкен (Chaiken, 1980, 1987) — с другой идентифицировали два типа обработки информации — «центральный/периферийный» (Petty,
1 Не случайно Лейен и Бовуа (Leyens, Beauvois, 1997) назвали свой третий том: «Социальная психология: эра познавательных процессов».
504 Глава 18. Высказывания и убеждение
В. Социально-психологическая прагматическая перспектива коммуникации
Периферические показатели |
• происходит ли принятие различных аргументов? |
Да |
—("Доминируют благоприятные мысли?} |
Положительное изменение аттитюда центральным путем |
Нет |
Сохранение первоначального аттитюда или возврат к нему |
Cacippo) и «систематический/эвристический» (Chaiken). Они выводят на сцену социального субъекта, который выбирает, как ему обрабатывать информацию-по содержанию (центральная или систематическая обработка) и интегрировать обработанную таким образом информацию в свои предшествующие знания или проанализировать ее формы и эвристики и не включать обработанную таким образом информацию в свои предшествующие знания.
Для большей точности мы скажем, что при центральной обработке информации «...индивид сосредоточен главным образом на содержании сообщения. Он анализирует это содержание и интегрирует его в свои предшествующие знания. Параллельно он генерирует внутренние когнитивные ответы, связанные с содержанием сообщения.... Таким образом, вся когнитивная деятельность сосредоточена на аргументирующей (argumentative) стороне содержания.... В противоположность этому периферийный (эвристический) процесс обработки информации основывается на мысли, что в значительной мере мы действуем, не обращая по-настоящему внимания на информацию, поступающую из нашего окружения... В нашем обществе мы подвергаемся воздействию убеждающих коммуникаций. У нас не всегда есть необходимые ресурсы для исчерпывающего учета совокупности всех этих воздействий, но мы не можем также их полностью игнорировать. Отсюда мысль о принципе экономии, согласно которому можно испытывать влияние не только на основе исчерпывающей обработки информации, но также на основе относительно поверхностной базы информации, не зависящей от содержания самого сообщения» (Bromberg, 1990, р. 262-263). Возьмем для примера модель (рис. 18.2).
Можно отметить, что упомянутые авторы не интересуются объектами, участвующими в процессе обработки информации — когнитивными структурами и процессами, прагматическими структурами и процессами языка, а также их взаимодействием.
Все же можно считать, что эти исследователи осуществляют своеобразный переход, вводя социального субъекта, имеющего стратегии обработки информации, связанные с его социальными «вхождениями», что дает прообраз возможного взаимодействия когнитивных процессов, языка и беседы, не наделяя язык «прагматической плотностью», а беседу — теорией.
Однако, как мы видели, не они одни постепенно ввели мысль о существовании связи между языком, процессом познания и беседой. Не хватало, и это справедливо отмечает Семэн (Semin, 1995, op. cit.), достаточного теоретического понимания (apprehension) языка или по крайней мере настолько же достаточного, каким было понимание объекта познания.