В. Личность и поиски козла отпущения
Чтобы исследовать механизм функционирования авторитарного ума, авторы книги «Авторитарная личность» провели ряд углубленных интервью. Они отобрали 150 человек, половина которых состояла из испытуемых, получивших очень высокий показатель по шкале предрассудков. Вторая половина интервьюируемых состояла из испытуемых, получивших самый низкий показатель по шкале предрассудков. Психологи, имевшие большой опыт в области психоанализа и его методов ведения беседы, задали широкий круг вопросов собеседникам во время разговора, имевшего полуформальный характер. Это позволило построить подробный профиль каждого из опрошенных. Испытуемым были заданы вопросы не только об их образе жизни, о целях, к которым они стремятся, об аттитюдах в области политики. Испытуемые ответили, кроме того, на вопросы более личного характера, такие как воспоминания детства, чувства к родителям, их мечты и фантазии. Анализ этого материала личного характера должен был показать авторам опроса, имеются ли систематические различия между людьми в зависимости от силы их предрассудков.
Материалы интервью позволили Адорно и его коллегам построить профиль личности авторитарного типа. Они утверждали, что такая личность характеризуется
особым способом мышления, который Адорно назвал «мышлением с помощью клише», основанным на ригидном использовании стереотипов. Термин «стереотип» был взят из предшествовавших исследований, в которых было доказано, что люди склонны приписывать стереотипные качества различным национальным группам. В одном из первых исследований Кац и Брэйли (Katz, Braly, 1935) выявили, что для американцев белой расы типично описание турок как «жестоких», итальянцев как «импульсивных», чернокожих как «ленивых» и т. д. Выявилось также существование общепринятых описаний различных национальных и этнических групп, используемых для их характеристики. Авторы книги «Авторитарная личность» констатировали, что когда об этих группах говорили люди, имеющие предрассудки, в их мышлении доминировали указанные выше стереотипы. Они были склонны распространять стереотипные описания на всех членов групп. Например, они считали, что все евреи корыстны, а все чернокожие ленивы. Казалось, что их мышление неспособно преодолеть эти стереотипы.
Опрашиваемые, проявившие меньше предрассудков, также использовали стереотипы. В конечном счете стереотипы представляют общекультурные убеждения. Но испытуемые указанных двух групп применяли стереотипы по-разному. Испытуемые второй группы более охотно признавали существование исключений из стереотипов. Кроме того, они оказались более склонными к оценке индивидов, принадлежащих к определенной группе, по их заслугам, не допуская, чтобы стереотип диктовал им мнение. Выяснилось и другое различие. Человек с предрассудками проявлял большую склонность к расположению стереотипов в иерархическом порядке и к тому, чтобы считать одни группы высшими, а другие — низшими. Впрочем, различие между двумя названными группами (имеющими больше предрассудков или меньше) — это вопрос степени. Резкой границы между ними нет. Само представление об этнических стереотипах подсказывает своеобразную моральную иерархию. Например, клише, которыми белые американцы пользуются для описания чернокожих американцев, гораздо более отрицательны, чем клише, описывающие немцев или скандинавов. Таким образом, культура, давая готовые клише, описывающие этнические группы, сама подсказывает имплицитную иерархию. Сегодня мы это видим в исследованиях этнических стереотипов, показывающих, что как в США, так и в Европе существуют общепринятые убеждения или представления об иерархии этнических групп (Hagendoorn, Hraba, 1989).
Книга «Авторитарная личность» имела целью выявление различий между испытуемыми, имеющими больше или меньше предрассудков. Задача изучения общих для них культурных пресуппозиций не ставилась. Следовательно, Адорно и его сотрудники занялись поиском факторов, которые могли бы объяснить, почему люди, имеющие предрассудки, характеризуются ригидностью и стереотипным Мышлением. Основываясь на интервью, проведенных методами психоанализа, авторы книги высказали несколько соображений. Воспитание авторитарных личностей имело свои особенности. У них были строгие родители, требовавшие полного повиновения и уважения к себе. Авторитарные люди часто идеализируют своих родителей, говорят о них так, как будто это были самые прекрасные родители в мире. При этом им давались характеристики типа: «человек, превосходный во всех отношениях», «самый лучший на свете», «самый великолепный» и т. д. (Adorno et al., p. 343). Однако такие стереотипные характеристики не касались Глубокой сути явлений. Более подробные беседы показали, что испытуемый
472 Глава 17. Расизм, предрассудки и дискриминация
Г. Современный правый авторитаризм 473
нередко чувствовал горечь, недовольство, озлобление по отношению к родителям. Часто речь шла о том, что детей били, что в детстве имела место ревность или зависть к братьям и сестрам, которым родители отдавали предпочтение. Адорно и его коллеги высказали предположение, что ребенок, воспитанный в авторитарной семье, подвергался очень большому психологическому давлению. Его учили обращаться с родителями так, как будто бы они были образцом доброты, в то время как нередко эти родители были холодны и строги. Ребенок должен был подавлять недовольство и озлобление и, следовательно, не мог выразить амбивалентные чувства, смешивая любовь и озлобление по отношению к отцу или матери. По теории Фрейда, чувства, которые невозможно экстериоризировать и которые даже не могут быть допущены кем-то, отнюдь не исчезают, а часто направляются на новые объекты — мишени. Авторитарные люди вынуждены расщеплять амбивалентные чувства, которые они испытывали к своим родителям. По внешней видимости родители получали преувеличенную любовь и уважение. Отрицательные чувства направлялись на другие группы, воспринимаемые как низшие или нарушающие законы морали. В результате некоторые индивиды — сначала родители, затем учителя и политические вожди, вызывали восхищение, воспринимались как воплощение всех достоинств. С другой стороны, отличающиеся от них индивиды рассматривались как представители аморальности и слабости. Так, мир авторитарной личности оказывается расколотым, резко разделенным на добро и зло, силу и слабость. В этом качестве такая личность нетерпима к неоднозначности. Амбивалентность представляет угрозу психологии человека. Значит, необходимо разделить мир на четко различающиеся категории «хорошего» и «плохого», на «нас» и «их».
С точки зрения Адорно и его коллег, такой стиль мышления базируется на психологическом механизме подавления. Индивид отрицает или подавляет свои постыдные желания, утверждая, что они свойственны «другому». Например, он отрицает свое озлобление против родителей и утверждает, что это чувство испытывают «другие». Это они озлоблены против власти, авторитета, против образа (фигуры) родителей. Следовательно, эти «другие» представляют угрозу традиционной семейной морали, которую авторитарная личность якобы защищает. Адорно и его коллеги предполагают также, что авторитарные личности часто отрицают свои собственные сексуальные наклонности, воображая, что сексуальную невоздержанность проявляют презираемые ими аут-группы. Короче говоря, описание авторитарной личности, которое дают авторы в своей книге, изображает ее как индивида, который хорошо владеет собой, отрицает собственные потребности и утверждает, что аморальные желания присущи «другим». Таким образом, аут-группы превращаются в ни в чем не повиннных козлов отпущения, на которых низвергаются чувства, источник которых кроется в «индивидах с предрассудками».
Теория козла отпущения дает волнующее описание ума, находящегося во власти предрассудков. Она объясняет всепоглощающую страсть, которая обуревает людей, имеющих предрассудки. Кроме того, эта теория показывает, почему жерт вы предрассудка не в силах побороть ложные стереотипы, распространяемые на их счет. Дело в том, что человек, имеющий предрассудки, фактически говорит н о других, а о себе, только в искаженном виде.
Хотя теория козла отпущения предназначалась для объяснения предрассуД' ков, которые крепко держались в прошлом, она и сейчас способна пролить свет на
психологическую силу современных предрассудков. Сегодня в большинстве стран Европы живут многочисленные популяции «работников-иммигрантов», а также «иммигрантов», которые часто служат мишенью для расистских преследований. Философ и психоаналитик Юлия Кристева (Julia Kristeva), сама иммигрантка, приехавшая во Францию из Болгарии, представила нам отчет, который наводит на размышления. Она описала место иностранца в современном обществе. Юлия Кристева начинает свою работу, озаглавленную «Чужие самим себе», с краткого изложения теории козла отпущения. Иностранец, пишет она, — это «фигура ненависти», но «странным образом иностранец живет в нас. Это скрытое лицо нашей личности, пространство, которое разрушает наше жилище». Формулируя свои мысли так, как будто они вышли из книги «Авторитарная личность», которая была написана на сорок лет раньше, Кристева выражает надежду, что «узнав иностранца (чужого) в себе, мы избавимся от необходимости ненавидеть его в нем» (Kristeva, 1988, р. 9). Тот факт, что эта надежда нуждается в повторении, сам по себе снова и снова свидетельствует об исторической и психологической цепкости предрассудков.