В. Социальные представления: мысли и действия
Социальные представления выполняют двоякую функцию: делать привычным то, что кажется странным, и делать невидимое воспринимаемым. Неизвестное и непривычное представляет угрозу, потому что у нас нет в распоряжении категории, к которой мы могли бы это отнести.
Психоаналитик — странный человек. Это врач, но он не прописывает лекарств. Поскольку этому человеку мы доверяемся, то, по-видимому, учитывая католическое прошлое Франции, неизбежно, чтобы этот человек представлялся нам своего рода священником, кюре. Странное, если его уподобить чему-то знакомому, привычному становится менее угрожающим. По данным исследования Жодле, жители деревни, чтобы отнести своих подопечных к какой-то категории, называли их словом, которое на местном диалекте означает «сумасшедший».
В разной степени социальное представление приобретает характеристики иконы, символизируя абстрактную сущность. Еще не так давно школьникам вбивали в голову доказательства того, что Земля круглая. Сегодня у нас есть множество прекрасных, сделанных из космоса фотографий, материализующих этот принцип.
Распространение знаний о психоанализе позволило «человеку с улицы» признать «комплексы» и выявить «ляпсусы», — эти психические феномены теперь интегрированы в осязаемую действительность.
Херцлих указывает, что смутное недомогание в условиях городской жизни выражалось терминами «усталость» и «нервное напряжение». Эти состояния, промежуточные между здоровьем и болезнью, теперь получили широкое признание, а тот, кто о них говорит, может частично пользоваться уважением и симпатией, обычно выпадающими на долю больных.
С. Московичи (Moscovici, 1983) комментирует попытку Американской психологической ассоциации — столкнувшейся с аналогичным явлением — изъять и употребления общий термин «невроз» и уточнить, о каком нервном нарушени идет речь. Действительно, став привычным в повседневной речи, это слово поЛУ' чило социальную функцию, независимую от его значения как медицинского тер-
мИна и включающую сочувствие к человеку, которого так называет. Такая категория, пример автономии, приобретаемой социальными представлениями, не может быть устранена немедленно, поскольку это социальное представление уже рас-пространилось в обществе. «То, что слово "невроз" ушло, а слово "нарушение" пришло ему на смену, — это факт, значение которого выходит далеко за пределы простого смысла этих слов во фразе или в психиатрии. Этим затрагиваются и изменяются отношения и коллективное мышление» (Moscovici, 1983).
Точно так же как представление о болезни ориентирует на принятие решения пойти к врачу, представление о теле определяет личную гигиену и режим, который мы должны соблюдать, чтобы сохранить хорошую физическую форму. Социальное представление о детях в сознании урбаниста оказывает влияние на проектирование игровых площадок.
Эта тесная связь между представлениями и действиями (поступками) была в основном объектом лабораторных экспериментов. В то время как работы, о которых шла речь выше, были выполнены в естественных условиях, в особых социальных рамках, эксперименты, которые мы опишем теперь, проводились в лаборатории. В частности, в городе Экс-ан-Прованс этим занимались французские исследователи Абрик, Кодоль, Фламан и др.
Эти эксперименты, как всякое исследование социальных представлений, основываются на культурной реальности, общей для испытуемых и для экспериментатора. Самое очевидное проявление этого — общий язык. Особый интерес эксперимента заключается в возможности создать в условиях лаборатории более точные и более отграниченные или более интенсивные ситуации, чем в социальной реальности. Это позволяет выявить специфические процессы в динамике представлений. Изменяя отдельные аспекты экспериментальной ситуации, можно ввести изменения в представление испытуемого о ней.
Так, удалось выявить важные различия в поведении в зависимости от того, представлен ли испытуемому его противник в экспериментальной игре как машина или как человек — такой же студент, как он (Abric, 1976); или же — в другой ситуации — играют ли против «случая» или против «природы» (Fauchenx, Moscovici, 1968), а также в зависимости от того, представлено ли экспериментальное задание как «творческое» или как «прагматическое» (Abric, 1971); или же — при работе группой — в зависимости от того, требуется ли от участников сотрудничество или соревнование (Codol, 1974). Сегодня насчитывается более сотни таких экспериментов, в которых изучается, как испытуемый представляет себе различные аспекты экспериментальной ситуации. При этом учитывается, какие представления он приносит с собой в лабораторию. Все вместе эти экспериментальные исследования внесли большой вклад в освещение процессов, связывающих Индивидуальное и коллективное, действия и представления.