А. Социальное представление о здоровом и болезненном состоянии человеческого тела
Следуя этой традиции, Херцлих (Herzlich, 1969) анализирует социальные представления о здоровье и болезни. Исследованы 80 бесед недирективного характера, длившихся в среднем полтора часа. Собеседниками были в основном парижане, но была также сделана небольшая выборка сельских жителей Нормандии.
В этом вопросе социальные представления четко структурированы. Здоровье ассоциируется говорящим с самим собой и с гармоничным отношением к природе. Причины здоровья не анализируются. Просто при здоровой конституции состояние здоровья прекрасное. Так оценивают собеседники этот аспект. Напротив, когда речь заходит о болезни, она требует объяснения. Как правило, причина болезни приписывается окружающей среде, искусственности ритма городской жизни, «неестественности» пищи или ее вредности для здоровья, загрязнению окрУ" жающей среды — в противоположность сельской местности и той жизни, которая в прошлом была характерна для Франции, поскольку в то время преобладающую роль играло сельское хозяйство.
Чтобы смягчить мрачные краски картины, отметим, что современная медицина сделала большие успехи и, в частности, увеличила продолжительность жизни человека. На это можно возразить, что параллельно с этим ухудшилось качество жизни. Таковы убеждения опрошенных людей, которые не видят противоречия в том, что сами они не больны. Здесь выявляется роль, которую играют в представлениях такие понятия, как недомогание, депрессия, и особенно усталость, соответствующая промежуточному состоянию между здоровьем и болезнью: тело в какой-то степени поражено, но человек и не болен по-настоящему, и здоровым сеоЯ
не чувствует. В общем, усталость, как физическая, так и нервная, возросла с течением современной жизни, и в то же время сопротивляемость болезни подорвана, go всяком случае, здоровье — это не просто отсутствие болезни.
В том, что представление о болезни в сильной степени питается теорией «зародыша», а окружающая среда воспринимается как скрывающая незримые опасности, сказывается стойкое влияние открытия микробов французскими биохимиками XIX в. Напротив, почти полное отсутствие теории болезни, основанной на виновности, указывает на то, что психоаналитическая концепция, заключающаяся в том, что сам человек рассматривается как источник собственных проблем, не оставила никакого следа.
Сельские жители жалуются на экспансию городской жизни и противопоставляют, так же как и парижане, требования городской жизни естественному режиму жизни в деревне.
Подобные представления могут объяснить такие интересные социальные представления, как выпуск на рынки крупных метрополий йогуртов и другой «здоровой пищи», рекламируемой как «натуральные продукты», «биологически чистые», поставляемые прямо из сельской местности. Те же самые социальные представления помогают понять, почему так быстро распространяются экологические идеи в странах с высокоразвитой экономикой, и понять также эксплуатацию этих идей ловкими политиками. Экологические движения не выдумали деревья и цветы, но они способствовали их идеологической трансформации. Кроме всего прочего, природа получила репутацию чистоты, которую теперь нужно защищать от загрязнения. Именно в этом контексте следует понимать бурное движение, которое в США противопоставило аргумент «отравы» попытке администрации фторировать питьевую воду (Green, цит. по: Herzlich). Необходимо было защищать «чистоту воды». Представляется очевидным, что пропаганда администрации, проводимая с самыми лучшими намерениями, чтобы быть успешной, должна была бы не только принять во внимание аргументы зубных врачей, но также изучить распространенные понятия о качестве окружающей среды. Это позволило бы не «атаковать в лоб» социальные представления о реакции на проблемы экологии, которые стали препятствием для проведения в жизнь данного проекта.
Представляется, что трудно затронуть сферу социальных представлений о человеческом теле, не связав их с действиями медицины на Западе, где все усилия сосредоточены на лечении тела как физического объекта в ущерб социальному аспекту (Jodelet, 1976). Представление людей о своем теле не только играет важную социальную роль, но и может оказаться решающим в клиническом плане.
В своих первых работах, посвященных истерии, Фрейд показал, как паралич соответствовал представлениям пациентки о своем физическом состоянии, а не Физиологической концепции невролога. Для того чтобы понять истерический синдр0М) было необходимо интегрировать социальное представление о теле. Вовлеченный благодаря своему медицинскому образованию в визуальное наблюдете физических феноменов, Фрейд, став клиницистом, отбросил эти наблюдения, Уделяя все внимание тому, чтобы выслушать высказывания больного. Он провел ^ного времени слушая, как пациенты говорят о себе, о своих проблемах и о своем Теле. Наивысшим достижением Фрейда Ягода (Jahoda, 1977) считает изобретете им психологического языка для обследования тела человека. По мнению Яго-^ психоанализ — это психологическое представление о теле. Такую характери-
400 Глава 14. Социальные представления
и. I |ририда и рсинииимпиит ьициальпыл прцдишш^ипи
стику психоанализа, которую дает Ягода, можно связать с тем, как С. Московичи изучает распространение психоанализа в культуре Франции. Он пишет, что, так же как представление индивида о своем теле влияет на клинические симптомы его состояния, наука, разработанная Фрейдом для «интерпретации» этих симптомов, сама является психологическим представлением о теле и, получив распространение в культуре, становится источником новых модификаций социального представления о теле. Такова динамика социальных представлений.
В своем исследовании социального представления о теле Д. Жодле связывает развитие социального мышления с эволюцией восприятия и понимания человеком своего тела. Таким преобразованиям жизни общества, как возрастающее распространение знаний по биологии, рост феминистического движения, распространение интереса к физическому равновесию и спорту, возвращение к природе, преобладание свободы высказываний о сексуальном поведении, соответствуют изменения на уровне представления и через него изменения в опыте и практике жизни тела. Эти изменения, неодинаковые у мужчин и женщин, становятся понятными при подробном анализе тем, затрагиваемых — с интервалом более десяти лет — представителями того и другого пола, которым было предложено поговорить о теле. Здесь обнаруживается интересное приложение идеи Тарда о сравнительном изучении разговоров. Параметром для сравнения здесь является время.