Б. Элементы, необходимые для охвата понятия «социальное представление»

Из приведенных примеров можно сделать два вывода, банальных, но необходи­мых. С одной стороны, социальное представление определяется содержанием: ин­формация, образы, мнения, аттитюды... Это содержание относится к объекту: ра­бота, которую предстоит сделать; экономическое событие; социальный персонаж и т. д. С другой стороны, это социальное представление субъекта (индивида, се­мьи, группы, класса...), связанного с другим субъектом. Следовательно, пред­ставление зависит от позиции, занимаемой субъектами в обществе, экономике, культуре.

Таким образом, всегда необходимо помнить, что всякое социальное представ­ление — это представление о чем-то и о ком-то. Следовательно, оно не дублирует ни реальное, ни идеальное, ни субъективную часть объекта, ни объективную часть субъекта. Социальное представление — это процесс, устанавливающий отноше­ние между ними. Да, в основе всякого представления мы должны искать это отно­шение к миру и объектам. Прежде чем рассматривать процессы, с помощью кото­рых .складывается это отношение, следует добавить кое-какие уточнения.