А. Адорно и «авторитарная личность»: психологическая система

о своей знаменитой работе Адорно и его сотрудники (Adorno et al., 1950) ставят вЗДрос о парадоксе. Как объяснить тот факт, что нацистская идеология — несмот-


346 Глава 12. Верования, убеждения и идеологии. Системы представлений...

ря на нелепость системы представлений, которую она ввела в немецкое общество и на безрассудство ее политических и расовых позиций, несмотря на ужасающую извращенность ее повседневной или «целевой» этики — смогла сформироваться в Европе с ее развитой цивилизацией и культурой, вызвать потворство, присоеди­нение и энтузиазм, по крайней мере со стороны значительного меньшинства? При таком подходе эта проблема предстает как одна из тех проблем, по отношению к которым мы, не вполне осознавая почему, чувствуем, что объяснения в строго ин­дивидуальном, конкретном или конъюнктурном стиле окажутся неэффективны­ми даже с научной точки зрения и что они затушуют проблему точно так же, как приводившиеся с другой целью высказывания типа «мы не знали» или «мы толь­ко подчинялись приказам».

Интуиция Адорно заключается в понимании того, что взять на себя научную задачу изучения феноменов такой силы можно, только если «за пределами» вы­явления индивидуальных, конкретных или конъюнктурных причин, которые, ко­нечно, тоже играют свою роль, обратиться к чему-то более фундаментальному и в меньшей степени связанному внутренней зависимостью с индивидуальной и со­циальной историчностью: т. е. к чему-то, являющемуся составной частью приро­ды человека, если можно так сказать. В таком случае следует предположить, что у человека имеется устойчивая потенциально фашистская ментальная структу­ра. Возможно, существуют такие трагические индивидуальные черты и такие ис­торические ситуации, которые способны реактивировать и актуализировать эту ментальную структуру с помощью механизмов, которые предстоит выявить. Од­нако именно эта ментальная структура, по-видимому, в конечном счете может объяснить фактическое присоединение к фашистской идеологии и принятие со­ответствующего поведения.

Эту устойчивую, частично входящую в «природу» человека структуру Адорно • изучает исходя из понятия «авторитарная личность». Конечно, собственно науч­ная проблема в данном случае получает импульс в двух направлениях. С одной стороны, речь все же пойдет о том, чтобы описать индивидуальные, ситуацион­ные и исторические данные, способствующие реактивизации и актуализации этой ментальной структуры, существование которой мы определили путем умозаклю­чений, не имея еще достаточных эмпирических показателей. Необходимо также изучить механизмы, действующие при этой реактивизации или актуализации. С другой стороны, для того чтобы эта устойчивая ментальная структура, назван­ная потенциально фашистской, не уничтожилась в своеобразном «ноументаль-ном» вакууме, необходимо с операциональной точки зрения суметь выделить из нее и идентифицировать обнаруживающие ее эмпирические признаки, которые следует затем охарактеризовать в отношении времени и места.

В момент проведения своих исследований (сразу после войны) Адорно считал возможным организовать изучение метаэмпирического преломления этой струк­туры на основе четырех параметров, представляемых системой шкал аттитюдов. антисемитизм, экономико-политический консерватизм, антидемократические тенденции и этноцентризм. Вместе со своими сотрудниками он намеревался Л®~ казать внутреннюю и внешнюю устойчивость этих параметров. Было бы грубой ошибкой забыть о том, что эти индикаторы характеризуются временем и местом-Не следует также думать, что они могут раз и навсегда остаться индикаторами оД' ной и той же «природной» («натуральной») ментальной структуры. По поводу


_______________________________ А. Верования, убеждения и идеология... 347

соображений Адорно отметим, что это возвращает нас, вероятно, к центральной проблеме научного исследования верований, убеждений и идеологических пред­ставлений: возможно ли (и если возможно, то каким образом?) на основе несу­щих на себе печать определенной культуры и определенной исторической эпохи, а также выраженных социально и значимых индивидуально индикаторов выде­лить что-то, позволяющее выявить «законы» относительно устойчивые, объяс­няющие социальное функционирование представлений, которые, по-видимому, сами относятся как таковые к культуре, истории, к индивидуальному аспекту л к экологии данного момента?

Даже если вклад Адорно в изучение некоторых идеологических аттитюдов — в данном случае фашистских — связан с определенным периодом времени, его значение неоспоримо. Но, кроме этого вклада Адорно в науку, очень вероятно, что его начинание открыло доступ к чему-то до сих пор неизвестному, что превали­рует в исследовании систем верований и убеждений и позволяет частично пре­одолеть мальтузианство, о котором упоминалось в начале данной главы. Работы Адорно были в более операциональной форме продолжены Рокичем (Rokeach), а также подвергнуты им некоторым плодотворным изменениям.