Б. Когнитивная модель
Второй тип объяснения усматривает источник имплицитных теорий в условиях функционирования когнитивного мира испытуемого. С этой точки зрения вся-
кцй индивид стремится стабилизировать свое окружение, организовать его. Сложность признаков, поведения и ситуаций, характерная для нашего социального окружения, его флуктуации и неустойчивость побуждают индивида искать закономерности, инварианты.
Кроме того, было бы интересно иметь возможность предвидеть реакции этих автономных одушевленных объектов, каковыми являются другие люди. Мне, конечно, необходимо знать, что стул и кресло входят в класс предметов, на которых сидят, и что мне будет полезна их помощь, если я очень устал. Однако никто никогда не видел, чтобы стул дал пинок под предлогом того, что зад того, кто просит помощи, ему неудобен.
Помощь или агрессивность со стороны данного человека в данной ситуации, связанной с трудностями, несомненно, относится к гораздо более сложной когнитивной проблеме. Необходимость предугадывать сопровождается в этот момент давлением в направлении понимания. Как поведет себя этот человек? Какой он? В данном конкретном случае поиск объяснения, причинности представляется в высшей степени необходимым. Отнесение этих одушевленных объектов к какой-то устойчивой категории (готовый к сотрудничеству или агрессивный) предполагает в то же время поиск причинных связей, позволяющих предугадать реакцию нашего объекта на некую совокупность ситуаций.
Использование устойчивых черт находит свое обоснование в социальных последствиях разнообразных случаев поведения, которые они, как ожидается, объясняют.
Имплицитные теории, дающие нам сетку интерпретаций, связывая причинными отношениями сочетания черт (качеств) и поведение, вытекают, следовательно, из этой совокупности необходимостей. В теоретических рассуждениях такого типа функция имплицитных теорий понимается как индивидуальная по существу. Эта потребность наводить порядок в своем окружении вытекает из адаптивной модели психологического субъекта и даже организма, позволяющей предвидеть свое окружение и владеть им.
Гакая мотивация «наведения порядка» может привести к упрощениям, за которые приходится расплачиваться ошибками.
В некоторых исследованиях подчеркивается важность таких понятий, как ложные корреляции (Chapman, 1967), систематическое искажение (Shweder, D'Andra-de, 1979).
Росс описал под названием фундаментальной ошибки тенденцию испытуемых Ри объяснении поведения индивидов отдавать предпочтение внутренним при-инам (т. е. либо желанию человека поступить именно так, либо личностным ха-Р ^теристикам) в ущерб внешним причинам, связанным с ситуацией. Наш наив-и теоретик, следовательно, по мнению Росса, использует искаженные теории, °торые грешат излишним психологизмом). С этих позиций в наших перцептив-ix системах не остается места для учета других детерминаций и делается вывод: °рощ0 известно, «очевидно», что безработные имеют такие личностные характеристики, которые объясняют их положение, и что если некоторые люди остаются а определенном месте в социальной структуре, значит, у них недостаточно воли ли потребности в успехе. ^ Можно ли в социальной психологии продолжать считать ошибочным такой Ип феноменов, рассматривать их как «теоретическую ересь»? Ошибочными - по
306 Глава 10. Эпистемология здравого смысла
Г. От социального понятия «личность» — к его представлению 307
отношению к строго когнитивной модели, описывающей очень общий интеллектуальный процесс, который считается приспособленным, т. е. адекватным реальной действительности.
С точки зрения нашей науки разве нельзя было бы скорее их рассматривать не как вторичный эффект феномена, а как особый объект, позволяющий лучше понять социальное поведение, если социальное поведение не сводить, как это часто делается, к существованию межличностных отношений?
В социальной психологии такого типа межличностные отношения целиком объясняются психологической деятельностью индивидов, которые в них включены. Законы функционирования когнитивного мира, выделяемые общей психологией, с этой точки зрения достаточны для объяснения не только социальных отношений, но также со временем, если не обращать на это внимания (вспомним проблему иерархических отношений или межличностных отношений), станут считаться достаточными для объяснения функционирования всей структуры общества.
Чем говорить об ошибках, не лучше ли видеть здесь «нормальные» условия функционирования социального мышления, приводящего к контролю, производству и воспроизводству межличностного поведения. Если психологическим процессам предназначена роль «наведения порядка» в окружающей среде, то более 1 «социально-когнитивная» концепция позволяет нам включить забытую такими теоретиками истину: организация людей, их отношений, отвечает также необходимости «навести порядок» в структуре общества, в правилах его организации и, следовательно, выполняет свои функции в установлении и сохранении общественной власти.