А. Имплицитные теории и научение
Одна из возможных интерпретаций существования имплицитных теорий заключается в предположении, что индивиды приобретают их через опыт взаимодействия с другими людьми. Их социальный опыт увеличил возможности восприятия корреляций, объективно существующих в реальности. Если каждый раз, встречая черту напряженность у какого-нибудь индивида, мы замечаем, что он одновре-
304 Глава 10. Эпистемология здравого смысла
В. От описания процессов — к их объяснению 305
менно еще впечатлителен и возбудим в определенных ситуациях, то нет ничего удивительного в том, что эти черты связываются в нашем когнитивном мире.
Сторонники использования идеальных прототипов допускают возможность расхождений. Типы — крайние классы — может быть, не существуют вовсе или существуют очень редко, но тем не менее они конструируются на основе отношений, существующих в реальной действительности. Испытуемый ведет себя как наивный статистик, довольствуясь той регулярностью, которую он наблюдал, и затем вырабатывает общую модель, пренебрегая незначительными вариациями и преувеличивая замеченное постоянство. Такая концепция в терминах научения дает по крайней мере одно огромное преимущество: социальные психологи и психологи личности согласны в признании «реального» характера объекта, который, впрочем, принадлежит к теоретическому проблемному полю исследований психологов личности. Человек действительно существует, и корреляции между его качествами, его поведением лежат в основе теории личности.
Однако немедленно возникают противоречия. Мы констатировали в эксперименте Брунсвика недостаточную согласованность между суждением и реальной действительностью, и этот результат нередко подтверждается в исследованиях восприятия реальных людей.
Норман (Norman, 1963) предложил студентам-психологам, которые были хорошо знакомы, оценить друг друга по 20 биполярным шкалам, построенным на основе описания факторов, сделанного Кеттеллом (Cattell, 1974) для объяснения того, что он называет «личностной сферой», — общей структуры, лежащей в основе всякой личности. Так, например, одна из шкал имеет на одном полюсе качество «избегает новшеств, анализирует осторожно и подробно все элементы ситуации», а на другом полюсе — качество «охотно и без колебаний приобретает новый опыт».
Анализ результатов выявляет четкую структуру, разделяемую всеми испытуемыми. Поскольку эта структура очень похожа на теорию Кеттелла, то Норман считает, что он выделил основные параметры личности.
Но, повторив точно такой же эксперимент с людьми, которые ранее не были знакомы, а только представлены друг другу, Пассини и Норман обнаруживают ту же самую имплицитную теорию (Passini, Norman, 1966). В связи с этим очень трудно утверждать, что эти теории были усвоены в непосредственном соприкосновении с действительностью. Чтобы научиться, надо сначала правильно воспринять существующие связи и произвести достаточное количество правильных умозаключений.
Другой тип результатов, к которым мы вернемся ниже, также вызывает недоумение. Хотя в настоящее время в научном сообществе теоретиков личности существует согласие относительно того, чтобы считать обоснованными факторные теории, тем не менее очень мало исследователей, которые готовы признать валид-ность различных построений, относящихся к области морфопсихологии. Но не представляет никакого труда доказать, что «человек с улицы» использует теории, предлагаемые морфопсихологами. Что же, он мог усвоить структуры и отношения, которые не существуют?