Г. Адекватность представления заданий сущности задания
Все предшествующие исследования уделяли главное внимание объективной структуре задания. Нам показалось, что они все же оставили в стороне важный
218 Глава 6. Креативность групп
Е. Оценка, соревнование и креативность групп 219
параметр ситуации: символический. Судя по результатам, действительно знание только объективных факторов ситуации (сеть, задание, социальная структура) должно было бы позволить узнать и предсказать в целом социокогнитивную динамику группы. Это означает, по нашему мнению, необходимость правильно оценивать тот факт, что всякая действительность, какой бы она ни была, всегда «выбирается» индивидами, т. е. что фактически существует только реальность, презентируемая для индивидов и групп. Для доказательства этой роли представления был разработан эксперимент (Abric, 1971), учитывающий именно представление задания. В основе этого эксперимента лежит гипотеза о том, что не действительная структура задания определяет поведение испытуемых, а то представление, которое группа составляет себе о задании. Представление задания можно определить как «теорию или систему гипотез, которую индивиды вырабатывают о характере задания, его цели, о способах выполнения этого задания и о поведении, необходимом для эффективной работы».
Экспериментальные группы были составлены из 4 человек, которые должны были выполнить одно из заданий эксперимента Фоше и Московичи (Faucheux, Moscovici, 1960): решить задачу (фигуры Эйлера) либо творческое задание (дерево Ригэ). Для каждого задания экспериментатор ввел два различных представления, используя наводящие вопросы и различные представления лабораторных работ:
. одно представление задания — «решение задачи», где группе говорят, что придется решить несколько задач, основанных на дедукции, строгом методе мышления;
• другое представление — креативное, когда задача ставится как творческое
задание, основанное на интуиции, оригинальности, изобретательности.
Пересечение двух переменных — тип задания и характер его представления -определяет четыре экспериментальные ситуации:
• две ситуации адекватности:
1) задание-задача — представление задачи;
2) задание креативное — представление креативное;
• две ситуации неадекватности:
3) задание-задача — представление креативное;
4) задание креативное — представление задания в виде задачи. Основные гипотезы исследования были проверены и показали, что:
• именно представление задания определяет достижения группы; два различных представления задания дали два различных результата;
• достижения группы оптимальны в ситуации адекватности представления
характеру задания (табл. 6.3).
Таблица 6-3