А. Боязнь оказаться не таким, как все
Сознательное отвержение влияния меньшинства происходит от боязни отличаться, быть не таким, как все. Индивиды или группы избегают таким образом опасности быть причисленными к категории отклоняющихся. При восприятии меньшинства первое, что бросается в глаза, — это его отличие от остальных, а не содержание его высказывания. Высказывания меньшинства приобретают свой смысл прежде всего от позиции говорящего, а не от содержания его высказывания. Если индивид или группа открыто станут на точку зрения этого «другого», представляющего меньшинство, они рискуют одновременно быть отождествленными и самим идентифицироваться с ним. Но они не имеют ни убежденности, ни решимости, которые позволили бы им отстаивать отличие. Отвержение точки зрения меньшинства — единственный способ остаться в пределах норм. Однако это не значит, что эти люди остались абсолютно непроницаемыми по отношению к влиянию меньшинства, выражающемуся менее прямо, как это ясно показывают описанные выше исследования.
Если человек составил себе мнение о каком-либо объекте, то он ожидает, что всякий другой человек, по всей видимости нормальный, как и он, будет иметь мнение, довольно близкое к его мнению о данном объекте. Столкнувшись с кем-то, кто с убеждением выражает другую точку зрения, он ощутит двойной конфликт. С одной стороны, существование двух различных ответов по поводу одного и того же объекта создает тем большую неуверенность, чем более резко выражены расхождения. С другой стороны, один из ответов, неизвестно который, является оправданным, легитимным, тогда как второй ответ неизбежно неверен, неадекватен. Следовательно, различие ставит под сомнение способность индивида или группы судить, составлять себе мнение.
Расхождение с большинством влечет за собой усилие, направленное на социальное сравнение, при котором упор делается на различии или сходстве. Расхождение предполагает усилие, необходимое для внимательного отношения к другим людям, что происходит в ущерб направленности внимания на объект, причем мнение большинства априори считается истинным. Его валидизация проходит через согласование ответов. Поначалу представляется невозможным поставить под сомнение суждение большинства. Необходимо постараться интерпретировать ситуацию расхождения, находя внешние, посторонние по отношению к большинству критерии оценки. Например, начать с того, чтобы поставить под более или менее глубокое сомнение свое собственное отличие. В противном случае пришлось бы решиться подвергнуть сомнению валидность суждения большинства. Этому мешает глубоко укоренившееся представление, согласно которому большинство олицетворяет законное право и разум.
Чтобы доказать, что суждение большинства неверно, недейственно, надо иметь иные критерии, чем групповое мнение, которое с тем большим успехом заставляет себя признать, что, символизируя истинность, не нуждается в проверке. И здесь речь идет об очень трудной операции, требующей больших издержек, как социальных, так и психологических. Существует множество примеров, доказывающих,
цто индивиды больше стремятся достигнуть взаимного согласия и иметь едино-0бразные суждения, чем иметь суждение истинное, и что они предпочитают ошибаться вместе с другими, а не быть правыми против всех и оставаться в одиночестве. Отметим, что эти рассуждения всем хорошо знакомы. Эти хлесткие формулировки стали, собственно говоря, общими местами: местами общего согласия, местами консенсуса. Именно для сохранения этой привычной общности индивиды спешат сблизиться с большинством, даже не спрашивая себя, зачем это нужно.
В противоположность этому ответ меньшинства сразу кажется сомнительным, неверным. Если объект суждения хотя бы в какой-то мере неоднозначен — а в социальном мире чаще всего именно так и бывает, — индивид припишет отличающееся суждение и стойкость меньшинства намерению оказать влияние, а не лучшей способности к оценке. Принять мнение другого означало бы публично признаться в слабости и некомпетентности, проявляющейся в готовности уступить, поддаться влиянию. Легко понять, что индивиду это претит.
Именно стойкость меньшинства позволяет поколебать это мнение и может заставить задаться вопросом о валидности альтернативного ответа. Последовательность и уверенность, с которыми это мнение высказывается, приведет в действие процесс валидизации, т. е. интенсивное умственное и перцептивное усилие, которое позволит ощутить связь между суждением меньшинства и реальной действительностью. Это усилие позволит воспринять и понять то, что воспринимает и чувствует меньшинство. Уверенность меньшинства вызывает удивление и любопытство и приводит к эмпатии. Индивид пытается тогда поставить себя на место другого, чтобы понять, как это можно быть другим, не поступать, «как все».
В то же время это эмпатическое усилие показывает, что другой так близок и в конечном счете так мало отличается. Это вызывает процесс отвержения. Человек чувствует тем большую угрозу отождествления с этим другим, чем более доступным тот становится. Думать, как этот другой, — значит стать таким, как он, включить себя в общее представление о другом в символике несхожести, которая предполагает дискриминацию, виновность, проекцию и отвержение (неприятие), законченным выражением которого является расизм. Согласиться с меньшинством означает — через изменение представления в целом — согласиться подвергнуться дискриминации.
Мы теперь лучше понимаем, почему влияние меньшинства осуществляется с трудом при взаимодействии, но легче реализуется, как только ослабевает опасность быть отнесенным к категории отклоняющихся. После взаимодействия молчаливые подавляемые усилия понять, что думает или воспринимает менынинст-во, приводят к тому, что испытуемые начинают мыслить и воспринимать так, как это делало бы меньшинство. Так происходит, например, когда источник влияния Меньшинства отсутствует или когда прерывается взаимодействие. Индивиды то-гДа могут вести себя более свободно. Ответ другого уже не кажется опасным и Дает полезные сведения для выработки собственного суждения. Трансформация собственного ответа в направлении ответа меньшинства уже не представляется Признаком некомпетентности или подчинения. В условиях отсутствия источника влияния приписывание намерения оказать влияние теряет свою значимость, именно так можно объяснить столь прекрасные надгробные речи, произносимые Политическими деятелями на похоронах бывших злейших врагов, которых они Стремились принизить, смешать с грязью в течение всей жизни, особенно если
1 68 Глава 4. Внешнее подражание и внутренняя перестройка (конверсия)
Г. Путь к объяснению: идентификация с меньшинством невозможна 169
после утраты власти у этих врагов хватило ума и хорошего вкуса, чтобы остаться на стороне меньшинства.