В. Ограничения влияния факторов, связанных с источником
Чтобы свойства источника могли оказать воздействие, реципиент должен эти свойства источнику приписать: какое значение имеет компетентность источника, если он не воспринимается как компетентный? Всякое экспериментальное исследование характеристик источника должно, следовательно, включать контроль над переменными. Это делается в форме вопросов, задаваемых после эксперимента, с целью выявить восприятие источника реципиентом. Обработка ответов на такие вопросы — первый этап анализа данных, который обусловливает последующую проверку гипотезы. Воздействие, оказываемое источником, опосредовано процессами, относящимися к другому разделу социальной психологии — восприятию людей. Какие показатели или какую информацию использует испытуемый, чтобы делать выводы о компетентности источника, о том, заслуживает ли он доверия, имеет ли сходство с испытуемым, вызывает ли у него симпатию? Как испытуемый эту информацию обрабатывает? Какую модель интеграции информации он интуитивно использует? Какие отношения существуют между ценностью, которую он приписывает человеку, и тем, что данный человек говорит и делает? В каждом исследовании существует интервал допустимого разброса: не все испытуемые одинаково чувствительны к изучаемому фактору. Первая причина интериндивидуальной дифференциации, по-видимому, связана с рельефностью признаков, которыми испытуемый располагает для оценки источника. Если компетентность в огромном большинстве случаев явно оказывает положительное воздействие, то это, вероятно, потому, что признаки компетентности легко заметить, и соответствующий вывод из информации делается немедленно. Более тонкими оказываются признаки, позволяющие заключить, что источник заслуживает доверия. Второе основание интериндивидуальной дифференциации могло бы заключаться в направленности предпочтений реципиентов в ситуациях социального влияния: по-видимому, некоторые из них в большей степени «сконцентрированы на источнике», а другие больше «сконцентрированы на сообщении» (Hovland et al., 1953). Следовательно, первые, очевидно, более чувствительны к характеристикам источника, вторые — менее. Такая направленность может быть временной в случае непосредственной зависимости от факторов ситуации. Но, по мнению некоторых авторов, ориентация может быть и постоянной вследствие прошлого опыта и потребностей или мотивации, свойственных индивиду. Таким образом мы приходим к гипотезе, выдвинутой другими авторами, — гипотезе, конечно, слишком сильной. Согласно этой гипотезе, некоторые индивиды «имеют потребность в присоединении», которая делает привлекательными для них только те характеристики источника, которые воспринимаются как способные эту потребность удовлетворить (привлекательность). Другие индивиды, согласно этой
Из всех характеристик источника надежность и привлекательность изучались особенно много. Однако есть отдельные эксперименты, посвященные уверенности источника в себе, его власти, дающей ему возможность применять санкции, а также числу источников.
112 Глава 3. Изменение установок j|
же гипотезе, имеют «потребность в успехе», которая действует точно так же в от«
ношении других характеристик (таких как компетентность). т
Когда экспериментально изучается воздействие какого-либо фактора отдельЯ но от других факторов, необходимо выяснить, является ли наблюдаемый эффект! общим. Что же происходит в естественных и экспериментальных ситуациях, в которых несколько факторов действуют одновременно? В отношении факторов источника первым встает вопрос о совместном воздействии того, что можно рассматривать как два главных параметра, а именно надежность и привлекательность. Из нескольких исследований, посвященных этой проблеме (например, Horai et al., 1974), можно сделать вывод, что такие факторы, как «компетентность» и «привлекательность», действуют независимо друг от друга. Компетентный источник воздействует на реципиента независимо от своей привлекательности. Точно так же привлекательность оказывает воздействие независимо от компетентности. Эффект этих двух качеств суммируется. Возможно, что этот вывод следует считать временным, предварительным, поскольку пока такие исследования еще немногочисленны. Второй вопрос относится к совместному действию факторов источника и факторов, связанных с общением с реципиентом. Эффект компетентности, по-видимому, зависит от типа объекта и от социальной проблемы, которой посвящено сообщение. Это особенно относится к испытуемым умным, образованным и имеющим высокий социальный статус. Эффект компетентности зависит также от важности для реципиента той проблемы, о которой идет речь в сообщении («личная вовлеченность»), и от твердости его личной позиции («экстремизм»). Вариации возможны также в зависимости от степени расхождения между позициями источника и реципиента и, наконец, в зависимости от характера аргументов, приводимых в сообщении (например, попытка вызвать страх). Доверие, оказываемое источнику, зависит также от сообщения (способ аргументации) и от реципиента. Так, мужчины часто более подозрительны, чем женщины. То же самое относится к индивидам, имеющим высокую степень самоуважения. Эффект привлекательности до сих пор мало сопоставляли с другими факторами.