Б. Отличительные черты инновации

Поставив перед собой задачу изучения процесса влияния меньшинства, мы долж­ны с самого начала попытаться ответить на следующие два вопроса: как понимать феномен инновации и как определить источник влияния меньшинства? Утверж­дая, что будем стараться ответить на эти вопросы, мы хотим подчеркнуть два огра­ничения точки зрения, которую будем развивать в этой главе.

Во-первых, мы понимаем, что наши ответы не смогут удовлетворить всех чита­телей. Поэтому мы не питаем иллюзий и не считаем себя в силах дать ответы, ко­торые положили бы конец всем дискуссиям прошлого и настоящего.

Во-вторых, если даже предположить, что мы можем исходить из достаточно широкого определения, приемлемого для всех или почти для всех, мы снова ока­зались бы перед невыполнимой задачей, далеко выходящей за рамки данной гла­вы, — охватить и рассмотреть в этих ограниченных пределах все разнообразные аспекты явления.

Поэтому, не забывая об этих ограничениях, мы ставим себе целью представить процесс инновации как процесс социального влияния, источником которого обыч­но становится меньшинство или индивид, старающийся либо ввести или создать новые представления, понятия, способы мышления или поведения, либо изме­нить принятые представления, мнения, традиционные позиции и прежние спо­собы мышления или поведения. На первый взгляд эта концепция кажется оче­видной и лишенной всякой неясности. Но если приглядеться внимательнее, она покажется недостаточно четкой в отношении субъекта процесса влияния. Поэто­му мы сразу же обратимся к этой проблеме и постараемся уточнить понятие мень­шинства в той мере, в какой оно способно вызвать процесс инновации.

За некоторыми исключениями социальные психологи обычно определяют меньшинство количественно. Они, следовательно, понимают меньшинство как небольшую фракцию или малое число индивидов, разделяющих некие мнения, суждения, ценности или типы поведения, всегда отличающиеся от мнений, суж­дений, ценностей и поведения более значительной части (большинства) какой-то важной референтной группы. Наше определение фиксирует только крайние гра­ницы понятия и может показаться весьма широким и свободным. Учитывая, что в повседневной жизни индивиды действуют в нескольких социальных окружениях и принадлежат одновременно к нескольким референтным группам, не представ­ляется возможным дать понятию меньшинства (а также большинства) безогово­рочное и однозначное определение. Следовательно, нужно дать определение от­носительное, т. е. по отношению к какой-либо заметной референтной группе или по отношению к какому-либо яркому явлению общественной жизни. Именно

3 Зак. 683


66 Глава 2. Инновация и влияние меньшинства_______________________________________

включение слов «характерные особенности отдельной референтной группы» и «характерные особенности отдельного явления общественной жизни» делают определение более свободным: индивиды, которые в одной группе предстают как подгруппа, составляющая меньшинство, вполне могут в другой группе оказаться подгруппой, составляющей большинство. Один очень простой пример позволит нам проиллюстрировать сказанное.

Представьте себе, что вы принадлежите к двум группам: как студент вы входи­те в обширную популяцию студентов, а в свободное время вы регулярно встречае­тесь с группой близких людей, не являющихся студентами; предположите к тому же, что вы недавно участвовали вместе со своими товарищами по учебе в дискус­сии, например об отмене смертной казни. Большинство ваших товарищей по уче­бе так же, как и вы сами, горячо защищали идею такой отмены. Когда же вы стане­те обсуждать ту же проблему с друзьями, вы выясните, что все они против отмены смертной казни. Ваше мнение по этому вопросу — мнение меньшинства или его следует отнести к мнению большинства? После некоторого размышления при­ходится признать, что сформулировать ответ безоговорочно, в категорической форме невозможно. Вы можете сформулировать ответ только условно. Другими словами, если принимаемой в расчет группой является группа студентов, ваших товарищей по учебе, то ваше мнение по этому вопросу оказывается мнением боль­шинства. Напротив, если принимаемой в расчет группой будет группа близких друзей, то ваше мнение по этому вопросу станет мнением меньшинства. Призна­ем, что здесь взят очень простой пример. Тем не менее он ясно показывает, что ин­дивиды действительно принадлежат к нескольким референтным группам и дей­ствуют во многих социальных окружениях. Приведенный пример показывает также, что в зависимости от того, приобретает ли данное окружение в некий мо­мент значимый характер, индивиды могут чувствовать себя в позиции меньшин­ства или в позиции большинства, иногда по отношению к одной и той же форму­лировке или по отношению к одному и тому же мнению.

Если мы хотим считаться со сложностью повседневных социальных взаимоот­ношений и не терять из виду различные аспекты, в которых предстают феномены социального влияния вообще и феномены влияния меньшинства в частности, мы непременно должны исходить из широкого определения понятия «меньшинство» (а также и понятия «большинство»), приведенного выше. С другой стороны, со­вершенно очевидно, что это широкое определение не может устанавливать грани­цы понятия, так как при этом мы рискуем провозглашать общие истины. Для того чтобы наше определение могло служить целям науки, мы должны сделать его бо­лее весомым. Иначе говоря, мы должны идентифицировать элементы определе­ния, главные для анализа процесса влияния меньшинства.

Каковы же черты, характеризующие меньшинство или индивида, которые при­водят в действие процесс инновации? Обычно тот или иной индивид или то или иное меньшинство, намеревающиеся внести в группу какой-то новый элемент, на­рушающий принятый порядок, не имеют ни необходимой численности, ни необ­ходимой власти, ни компетентности для того, чтобы просто навязать свою точку зрения более крупной популяции. У них не только нет всего этого, но, более того, такие индивиды или меньшинство становятся объектом презрения и насмешек. И когда они высказывают свои мысли, никто не обращает на них внимания. Они, следовательно, имеют все качества, обрекающие их на недовольство окружающих

Б. Отличительные черты инновации 67

и на неудачу. И все же архивы истории полны примеров новаторских движений, приведенных в действие индивидами и подгруппами, составлявшими меньшин­ство и не имевшими ни власти, ни признанной компетентности, тогда как имев­шиеся группы и власти старались сохранить статус-кво. Значит, должно было быть что-то такое, из-за чего этим индивидам или подгруппам удавалось или не удава­лось преобразовать большинство, стать или не стать источником влияния. Чтобы посмотреть, какие характеристики делают это возможным, мы исходим из эле­мента весьма общего характера, а именно это активность или пассивность мень­шинства в группе, в обществе. Уровень его активности зависит от наличия или от­сутствия специфических норм, мнений, суждений, позиций, особого типа поведе­ния. Другими словами, именно наличие или отсутствие определенной позиции, последовательной точки зрения, собственной нормы, т. е. номический или анеми­ческий характер меньшинства делает его или девиантного субъекта активным или пассивным партнером по социальным отношениям.

Можно, следовательно, предположить, что существуют два вида подгрупп, со­ставляющих меньшинство, — меньшинство «номическое» и меньшинство «ане­мическое». И то и другое отличается выраженным нонконформизмом поведения, схожим у всех членов данного меньшинства. Они одинаково отказываются при­знавать норму, принятую большинством, или доминирующие реакции. Но мы их относим к разным категориям, так как корни их нонконформистского поведения совершенно разные. Невозможно дать определение «аномического» меньшинст­ва, не соотнося его с доминирующей группой или с реакцией группы, составля­ющей большинство, поскольку оно принадлежит к подгруппе, не имеющей соб­ственных норм и реакций. Нонконформистское поведение в данном случае — это не что иное, как нарушение доминирующей нормы вследствие того, что данное меньшинство не имеет, например, психологических ресурсов или социальных способов для принятия нормы большинства.

Ничто явно не мешает дать и «номическому» меньшинству определение с по­мощью соотнесения с доминирующей нормой. Но представляется, что гораздо точнее исходить из аспектов, связанных с идиосинкразией или особенностями, которые характеризуют эту особую подгруппу. Специфика в данном случае состо­ит в том, что такое меньшинство отвергает доминирующую норму не из-за недо­статка понимания или из-за неприятия нормы, выработанной большинством. Нет, дело в том, что данная подгруппа имеет собственную позицию, на которой она стоит, отмежевываясь от нормы или сопротивляясь норме, которой придержива­ется вся популяция в целом. «Номическое» меньшинство, в противоположность «анемическому», принимает и провозглашает альтернативную норму, контрреак-Цию, которая в большей мере, чем доминирующая норма, отвечает убеждениям, потребностям этой подгруппы или реальной действительности.

Приведем пример, который окончательно прояснит это разграничение. Легко понять, что некоторые люди не проявляют конформности в отношении католической религии, потому что они не понимают это учение, им непонятны смысл или значимость воскрес­ной мессы, крещения детей, жизни в соответствии с христианскими заповедями. Дру­гие не сообразуются с этими принципами, так как у них совершенно другие религиоз­ные убеждения, и они, напротив, развивают большую активность с целью убедить свое окружение в справедливости этих верований, принципов и добиться обращения окру­жающих в свою веру. Эти две позиции имеют весьма различное значение. Термин «аното-

 

Глава 2. Инновация и влияние меньшинства

мический» приложим к нерпой категории людей, тогда как для второй категории под­ходит наименование «комический».

Первая отличительная черта меньшинства, являющегося зачинателем процесса инновации, связана, следовательно, с сознательной оппозицией к норме большинства и с твердой, устойчивой защитой контрнормы, которой оно привержено. Все это делает такое меньшинство потенциальным активным партнером в социальных отношениях. Эта черта характеризует номическое меньшинство его отклонением от нормы боль­шинства независимо от степени или направленности отклонения. Номическое мень­шинство может, однако, отклоняться от нормы большинства умеренно или в крайней степени. Более того, расхождение, разделяющее обе нормы, может иметь различную на­правленность. Это составляет вторую характерную черту, позволяющую нам анализи­ровать интересующий нас процесс. Учитывая это свойство, отметим, что номическое меньшинство может выступать в двух аспектах: либо это ортодоксальная группа (или пронормативная), либо это группа неортодоксальная (или контрнормативная). Пер­вая группа движется в том же направлении, что и доминирующая норма, но заходит дальше, утрируя норму большинства. Вторая идет против доминирующей нормы, про­тивопоставляя ей контрнорму, норму меньшинства.

Чтобы лучше продемонстрировать это различие, вернемся к нашему примеру с католической религией. Пример номического меньшинства, о котором только что шла речь, ясно соответствует тому, что обычно определяют как меньшинство неортодоксальное. В кругах католической церкви можно встретить индивидов или группы, составляющие меньшинство, которые придерживаются нормы боль­шинства в ее крайней форме. Вспомните, например, весьма консервативную груп­пу, вдохновителем и глашатаем которой был монсеньер Лефевр (Mgr. Lefevre). Это меньшинство защищает норму, уже принятую обществом, хотя и крайнюю по форме. Напротив, меньшинство, упомянутое ранее, предлагает новую, другую, четко выделяющуюся точку зрения.

Итак, мы провозгласили, что для того, чтобы меньшинство могло рассматри­ваться как потенциальный источник влияния, оно должно иметь последователь­ную, хорошо сформулированную и ясно определенную точку зрения, которая расходится с доминирующей нормой и противостоит ей либо умеренно, либо в крайней степени, позицию, которую можно было бы охарактеризовать как орто­доксальную или неортодоксальную. Эти отличительные черты необходимы мень­шинству, если оно хочет стать активным источником влияния. Однако этого мало. Само собой разумеется, что меньшинству недостаточно существовать фактиче­ски. Ему необходимо быть социально признанным, т. е. чтобы большинство при­знало его со всеми его особенностями. Такое меньшинство должно иметь мотива­цию добиваться того, чтобы приобрести, сохранить и даже увеличить свою замет-ность, чтобы большинство признало его существование. Такое меньшинство не должно пренебрегать никакими усилиями, чтобы быть замеченным, идентифици­рованным, выслушанным. Именно в процессе обретения заметности и обществен­ного признания может быть правильно оценено (Moscovici, 1979) право мень­шинства действовать, вызывать изменения в своем материальном и социальном окружении. Необходима также способность заставить других людей разделить точку зрения данного меньшинства.

Мы только что дали определение основных составляющих, которые вместе определяют понятие меньшинства. Теперь вы должны спросить себя, действи­тельно ли меньшинство, обладающее в полной мере перечисленными чертами,


_______________________________________ В. Инновация и порождение конфликтов 69

способно внести что-то новое или изменить что-то ранее установленное. Это про­блема эмпирическая. Нижеследующие разделы будут посвящены ее решению.