DC:0-3R построена как многоосевая система.

• 1-ая ось - ось клинического (психопатологического) диагноза,

• 2-я ось - ось диагностики нарушенных детско-родительских отношений,

• 3-я ось предназначена для обозначения сопутствующих соматоневрологических расстройств ( они диагностируются по другим классификациям, например МКБ-10),

• 4-я ось — ось психосоциальных стрессоров,

• 5-я ось - ось актуального социального функционирования ребенка.


• DC:0-3R используется в большинстве англоговорящих стран, а также в большинстве стран Европы.

• На русском языке она до настоящего времени не издана, однако она применяется российскими мсследователями в научных разработках по психиатрии раннего и дошкольного возраста.


№5. ПСИХОЗЫ

• ПСИХОЗЫ — это грубые нарушения психической деятельности, которые характеризуются специфическими психотическими нарушениями.

Психотические нарушения психической деятельности делятся на продуктивные и негативные .

Продуктивные нарушения представляют собой «избыточную», болезненную продукцию мозга. К ним относятся специфические расстройства восприятия, мышления, психомоторики, сознания.

Негативные нарушения представляют собой симптомы выпадения функций мозга (стойкие или временные). Один из основных негативных симтомов — некритичность, т.е. неосознование своего психического нездоровья.

• Некритичность наряду с продуктивными расстройствами — главные проявления психозов.


№6 ПСИХОЗЫ

• ПСИХОЗЫ в подавляющем большинстве случаев обусловлены биологическими причинами.

ЭНДОГЕННЫЕ ПСИХОЗЫ обусловлены биологическими факторами внутреннего порядка, обычно это генетические нарушения.

• В пользу этиологического значения наследственности свидетельствуют повышенные эмпирические риски близких родственников пробандов.

• Однако генетическое происхождение эндогенных психозов, хотя и является общепризнанным, до сих пор неясно в конкретном отношении.


• Эндогенный психоз разворачивается как бы сам по себе, без ясной причины.

• Но в ряде случаев может быть какая-либо внешняя причина, которая запускает эндогенные механизмы (потеря близких, переживание тяжелого жизненного события, переутомление и др.).

• Психоз, который вначале связан с какой-либо внешней причиной, а в дальнейшем течет как эндогенный, называется эндореактивным.


ЭКЗОГЕННЫЕ ПСИХОЗЫ возникают под действием внешних биологических факторов, повреждающих мозг.

• Различают инфекционные, токсические, травматические экзогенные психозы.

• У детей в раннем и дошкольном возрасте в происхождении психотических расстройств большое значение имеет инфекционный фактор.

• Психотические расстройства в этих случаях разворачиваются на высоте температуры и обычно псопровождаются помрачнением сознания, ребенок «бредит».

• Эти расстройства, как правило, бывают кратковременными и их можно считать психотическими реакциями.

• На фоне эффективного лечения инфекции психотические реакции прекращаются.


№7. ПРОДУКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ — ГАЛЛЮЦИНАЦИИ.

• ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — это «мнимое восприятие», восприятие без реального объекта, но некритично переживаемое как объективная реальность.

• Галлюцинации надо отличать от иллюзий- искаженного восприятия реально существующего объекта.

• Иллюзии часто бывают в норме у повышенно впечатлительных детей.

• Галлюцинации делятся по органам чувств: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные.


• У детей в психозах чаще наблюдаются зрительные (устрашающие) и тактильные ( с неприятными ощущениями) галлюцинации.

• Слуховые галлюцинации в виде голосов (вербальные галлюцинации) обычно встречаются у детей, начиная со школьного возраста.

• До этого они носят элементарный (невербальный) характер: стук, крик, плач.

Истинные галлюцинации проецируются в пространство.

Псевдогаллюцинации воспринимаются в пределах головы или тела и часто сопровождаются ощущением «сделанности»(«мне показывают в голову»... и т.п. ).


№8. ПРОДУКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

• К продуктивным нарушениям мышления относят бред и бредоподобные расстройства.

Бред (по латыни, параноид) — это ложные суждения, не поддающиеся коррекции, установление связей между событиями и явлениями без реальных оснований.

Содержание бреда называется его фабулой.

• У взрослых больных по фабуле различают бред отношения, преследования, отравления, воздействия, величия и ряд других разновидностей.

• Вследствие несформированности мышления в раннем возрасте для детей до 3-4х лет нехарактерен какой-либо развернутый бред, но в дошкольном возрасте уже возможно появление его рудиментов.


• Для дошкольников характерны бредоподобные расстройства. Среди них различают:

бредоподобные страхи -вычурные, оторванные от реальности, с явлениями «захваченности» ( ребенок постоянно о них говорит);

бредоподобное фантазирование- в отличие от живого, красочного фантазирования дошкольного оно отличается странностью, непонятностью, отсутствием соотнесения с действительностью;

неадекватное игровое перевоплощение, при котором наблюдается и неадекватное, не поддающееся коррекции игровое поведение ребенка.

• Если бред и бредоподобные расстройства возникают совместно с галлюцинациями, то этот феномен называется «галлюцинаторно-параноидный синдром».


№9. ПРОДУКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ПСИХОМОТОРИКИ

Среди них различают:

кататоническое (психомоторное) возбуждение, для которого характерны стереотипная двигательная активность, импульсивность, негативизм, часто речевое возбуждение, обычно бессвязное;

кататонический ступор, для которого характерны психомоторная заторможенность вплоть до полной неподвижности, «застывания» в приданной позе, мутизм, негативизм, отказ от еды.

• У детей в раннем и дошкольном возрасте кататонические расстройства наблюдаются не в полном объеме, могут перемежаться между собой, но в целом преобладает кататоническое возбуждение


№10 ПРОДУКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ

• Их надо отличать от состояния оглушения, сопора, комы — расстройств сознания без продуктивной симптоматики, с явлениями выпадения.

• К продуктивным расстройствам сознания относятся:

• ДЕЛИРИЙ- это наплыв ярких, преимущественно зрительных и тактильных галлюцинаций, иллюзорное восприятие окружающего, бессонница с двигательным беспокойством, выраженные страхи и тревога на фоне частичного нарушения ориентировки.

• Делирий характерен для инфекционных психозов (особенно у детей), токсических психозов у взрослых (алкогольный делирий, «белая горячка»).


• ОНЕЙРОИД - расстройство сознания с яркими зрительными представлениями, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями обычно фантастического содержания, напоминающее сновидения («сновидное» помрачнение сознания).

• Может встречаться в состояниях кататонического ступора, начиная с подросткового возраста; ранее, в школьном возрасте — рудименты.

• В дошкольном и раннем детстве не обнаруживается.


• АМЕНЦИЯ — наиболее тяжелое продуктивное расстройство сознания с хаотичностью психических процессов.

• Характерно нецеленапрвленное двигательное возбуждение (в пределах постели), отрывочные галлюцинации и бред, грубые нарушения ориентировки.

• Возникает при тяжелых общих и мозговых инфекциях и интоксикациях.


• СУМЕРЕЧНОЕ ПОМРАЧНЕНИЕ СОЗНАНИЯ — возникает обычно внезапно в ночное время и также внезапно прекращается (сомнабулизм, лунатизм).

• Характерно состояние неполного пробуждения с расторможением привычных автоматизированных действий (бег, ходьба, лазанье, движения, имитирующие одевание, раздевание, умывание и т.п.)

• Могут быть иллюзии, галлюцинации, отрывочный бред, страхи, тревога.

• Распространены при мозговых инфекциях, травмах, опухолях, эпилепсии и эпилептиформных состояниях.

• В рудиментарном виде могут наблюдаться у детей при невротических расстройствах; дифференциальная диагностика строится на данных неврологического обследования и ЭЭГ.


№11. НЕГАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПСИХОЗОВ

• Прогноз болезни во многом зависит от их выраженности.

• Продуктивные расстройства часто возникают остро и лучше поддаются лечению современными психотропными препаратами.

• Негативные расстройства носят хронический характер и углубляются по мере течения болезни.

• На остром этапе болезни они могут маскироваться продуктивными расстройствами и выявляются обычно после их ухода.

• Для детей раннего и дошкольного возраста наиболее характерный негативный симптом — регресс развития.

• Он проявляется в распаде уже приобретенных навыков: самообслуживания, опрятности, возрастной игры, а также в утрате фразовой речи, если она была сформирована, или в трудностях ее дальнейшего развития.


№12. НЕГАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПСИХОЗОВ (часть2)

снижение потребности в общении по мере развития заболевания ( процессуальный аутизм);

снижение эмоциональности, эмоциональная холодность (уменьшение интересов, эмоционального отклика на события, силы привязанности и т.п., что может дойти до состояния апатии);

редукция энергетического потенциала - снижение волевых побуждений, нежелание заниматься какой-либо деятельностью (гипобулия по латыни);

апатико-абулический синдром как состояние эмоциональной и волевой прострации;

негативные расстройства мышления - …


негативные расстройства мышления:

• некритичность как снижение мыслительных способностей, неосознование проявлений своей болезни;

• нарушения целенаправленности мышления (паралогичность, расплывчатость, трудности удержания в рамках определенной темы-соскальзывания, патологическое резонерство, опора в мышлении на латентные признаки, разорванность речи как проявление непоследовательности мышления).