ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СНОВИДЕНИЯ

3.1. Ценности экзистенциального реализма

 

Наш динамический принцип — онто Ин-се - основывается на разумности законов универсума. Этому принципу единства действия (индивида) внутренне присущ тематический отбор, что означает врожденную способность идентифицировать все пригодное для данного индивида. Благодаря этой способности человек отбирает то, что соответствует его идентичности, содействует его расширению и усилению, отвергая все, что ему не подходит. Следует учитывать то, что с момента рождения человек обретает особые свойства, обусловленные данной ситуацией (временем, местностью, культурой, семьей, расой), поэтому и я, и другой человек являемся людьми, но я — Антонио, а он — Джованни, и каждый из нас обладает особой идентичностью и имеет различные интересы. Существование и социальное становление усиливают различие индивидов и продолжают процесс их формирования. Поэтому следует иметь в виду, что, во-первых, исходный динамический принцип изначально сущностно принадлежит горизонтам бытия, и, во-вторых, воплощаясь, он формализует собственную структуру, вследствие чего два человека — с разной историей, — исходя из своего Ин-се, по-разному определяют пригодное и неприемлемое для себя.

Это динамическое начало, динамический принцип может проявлять агрессивность или воинственность исключительно для самозащиты в целях выживания. Оно метаболизирует некоторую часть другого либо бездействует, а также способно содействовать интересу другого. Например, когда оно что-либо дает другому, то для этого должны быть серьезные основания или, по крайней мере, другой должен заслужить этот дар1; ему не свойственны ни милосердие, ни сострадание, ни жалость, ибо этот принцип никогда не соучаствует во зле, совершаемом другим.

Сновидение представляет собой неограниченный резерв чистых значений нашего существования. К сожалению, стремление нашего общества к обретению исключительно научно-технических знаний и исторических достижений привело нас к утрате понимания мира жизни. Чтобы усовершенствовать и завершить сознательно-логическую орга-

_________________________________________________

1 См.: А. Менегетти. "Уметь давать, чтобы быть". Психология лидера. - М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1999, 2-е изд.

 


 

 

низацию, приобретенную человеком в ходе исторического развития, необходимо восстановить знание мира жизни — то незаменимое основание жизненного эгоизма индивида, которое соответствует его метафизическим потребностям. Например, проблемы жизни и смерти, добра и зла, с которыми сталкивается человек в своем существовании, могут быть установлены, распознаны и разрешены исключительно на основании этого знания.

Сновидение постоянно фиксирует мельчайшие подробности экзистенциального реализма субъекта, периодически указывая на преобладающие в данный момент векторы развития. Оно использует иерархию реальной значимости: наиболее реальное, важное в данный момент ставится на первое место.

Иерархия самого сновидения основана на четырех ценностях, обуславливающих его представление:

1) на метафизическом аспекте, занимающем высший уровень значимости для человека, в котором приоритет принадлежит измерению бытия: быть или не быть;

2) на психической функциональности, то есть структуре операционного комплекса, включающего в себя все то, что относится к интеллекту и воле;

3) на биологической функциональности, то есть органической структуре здоровья, телесной чистоты;

4) на личной позиции в социальном контексте.

Кроме того, сон указывает на различные средства осуществления собственной функции роста, то есть средства развития, необходимые для подкрепления двух функции - идентичности и роста. К этим средствам можно причислить самые разнообразные факторы - чувства, деньги, значимость, карьеру, одежду, дом, политическую идеологию и религиозные убеждения, коммерческую деятельность, руководящую должность, сексуальные отношения, славу, дружбу, географическое положение, конкретизирующие поддержание этих функций.

Эти средства также имеют свою иерархию: установив цель своей идентичности и своего развития, субъект должен отыскать средства достижения полной самореализации, которые являются неотъемлемым аспектом для поддержания равновесия четырех фундаментальных ценностей. Сновидение сообщает о том, насколько ценны данное действие, ситуация или личность для достижения поставленной цели.

Вышеуказанные ценности образуют структурную иерархию сна, с которой связана последующая динамическая организация, то есть то, как изображается данная иерархическая структура, локализованная в про-

 


 

 

странственно-временных взаимодействиях. Для этого нам необходимо ввести последний критерий — относительность. Это означает, что структура изменяется в зависимости от пространственно-временных отношений. Целевая направленность, пространственно-временная позиция способна усилить или свести к нулю базовую динамическую структуру метафизической составляющей в субъекте. Идя по узкому мостику, достаточно поскользнуться, чтобы упасть и умереть: самый незначительный промах, в конечном итоге, может окончательно погубить субъекта. И наоборот, взвешенное решение, казалось бы, незначительной проблемы может полностью раскрыть субъекта в его структурной динамике.

Динамика относительности последовательно раскрывает то, что необходимо делать и чего следует избегать. Если действие, совершаемое в данном времени и пространстве, производится надлежащим образом, то сновидение обращается к метафизическим потребностям субъекта. В первую очередь, сон указывает на то, о чем следует позаботиться «здесь и сейчас»; кроме того, он ставит точный медицинский диагноз нашего физиологического состояния. Прежде всего, необходимо позаботиться о биологическом феномене, и лишь затем можно подумать о метафизических потребностях. Следовательно, как только исторические потребности реализуются, сновидение сразу вновь проявляет сущностную динамическую структуру человека. Сначала жить, и уже потом жить хорошо.

Для сновидения важна, прежде всего, духовная жизнь человека, однако, оно постоянно диагностирует даже самые мельчайшие части нашего организма. Все существующее, независимо от своей значимости, регистрируется, указывая субъекту на первоочередность выполнения того или иного действия. Сновидение можно считать завершенным, если в нем представлены все рациональные элементы, позволяющие его идентифицировать.

 

3.2. Примеры сновидений из клинической практики

 

3.2.1.

 

Рассмотрим на конкретных примерах применение иерархической структуры в интерпретации сновидений.

В первом сновидении, рассказанном одной дипломированной специалисткой, на первый план выступает социально-психологический аспект: "Эти два сна приснились мне в одну и ту же ночь. Первый я почти не запомнила, помню лишь, что он был приятным: я делаю что-то хорошее для людей, живущих в некоей стране, с которой я оказалась как-

 


 

 

то связанной. Действие второго сна происходит в закрытом помещении, каком-то полуразрушенном здании, возможно, в жилом доме. В нем собралось множество людей, которые пытались привести этот дом в порядок, чтобы приспособить для житья, и мы с мужем все время носили какие-то вещи. Помню старую, нескладную дверь, которую мы пытались куда-нибудь пристроить. Для людей, которым предстояло там жить, наша работа имела огромное значение, и мы делали ее, но без особого увлечения. Помню лишь эту старую, некрасивую дверь, которую мы несли вместе с мужем. Мы оба работаем психологами в государственном учреждении".

К сожалению, в этом сне отсутствуют пластичные элементы, что нередко встречается в сновидениях интеллектуалов. Как правило, в их снах редко происходят значительные события, они видят лишь сухие знаки. Описываемый сон показывает жизненную ситуацию, в которой оказалась эта женщина, определяя состояние ее здоровья и сообщая о присутствии в данной ситуации внешнего влияния: она делала что-то в угоду каким-то иностранцам, то есть «проституировала», «отдавалась». Сознательно она связывала это с фактом своего пребывания в чужой стране2 , однако, необходимо учитывать то, что бессознательное заимствует образы из дневной жизни, черпая вдохновение в событиях, которые субъект переживает за день, и затем использует их согласно всеобъемлющей режиссуре личности. Ее сон говорит о внешнем, постороннем влиянии, то есть она переживает реальность, созданную не ею самой изнутри, но кем-то посторонним, извне.

Скудость образов сна также свидетельствует о сложившейся на данный момент ситуации: она с мужем работает в разваливающемся доме, что говорит об ее пребывании в ситуации, по сути, ошибочной, непригодной для жизни. Если даже в социальном плане они занимают лидирующие позиции, бессознательное женщины сигнализирует о неблагополучии созданного ими мира. Это тот вид результата, тот тип среды (ее реальность, жизненное пространство), которые были созданы ею и ее мужем. С точки зрения биологической функциональности во сне мы видим принудительную работу в плохо построенном доме. Они с мужем являются операторами стереотипа. Они носят дверь туда-сюда, чтобы указать всем вход, то есть пытаются навязать научный, академический стереотип, однако, эта дверь - бесполезная вещь, она никуда не ведет. Они поступают подобно большинству интеллектуалов, которые, независимо от профессии, стремятся навязать другим собственные куль-

_____________________________________________________________________

2 Семинар проходил в Москве, а женщина была родом из Грузии.


 

 

турные модели в качестве стереотипной установки. Однако это не означает что женщина, видевшая сон, больна или является невротиком, она лишь нефункциональна по отношению к самой себе.

 

3.2.2.

 

В следующем сновидении, приснившемся одной русской женщине, онейрическая иерархия концентрируется на ином, биологическом аспекте (болезни): "Этой ночью мне приснились два коротких, но очень ярких сна. В первом, на мой взгляд, чувствовалась доброта. Я находилась в комнате, где было полно людей, но я оказалась наедине с человеком, имевшим в данный момент для меня огромное значение. Внезапно я увидела, как по стенкам этого дома потекла вода. Я подумала, что, наверное, наверху забыли закрыть кран. Среди окружающих поднялась легкая паника, и мужчина, с которым я разговаривала, сказал мне, что если мы найдем этот кран и перекроем его, то сможем спастись. Потом мы решили, что этого не стоит делать. Больше из этого сна я ничего не помню.

Сюжет второго сна совершенно другой. Пару дней назад аналогичная история произошла со мной на самом деле. Недавно моя мать пожаловалась мне, что ее беспокоит появление у нее на плече множества новых родинок. Я возразила ей, сказав, что количество родинок осталось прежним. Мне приснилось, что я оказалась на море, на крымском пляже, где обычно отдыхаю летом. Вернувшись с пляжа, я стала разглядывать свой загар. Как обычно, я рассматривала спину с помощью двух зеркал. К своему ужасу я вдруг увидела на плече что-то неприятное. Я испугалась, мне не понравилось происходящее, показалось, что со мной случилось что-то очень плохое".

Я объясню только один сон, потому что он объясняет и второй. В данном случае требуется медицинское исследование бронхов, легких3. Во втором сне женщине приснилось, что под воздействием солнца у нее увеличилось количество темных пятен, которые пациентка в сознательном состоянии отождествляет с патологией. Получается, что сложившаяся ситуация негативно влияет на состояние пациентки, солнце усиливает патологический процесс. Врач, несомненно, сделает все необходимое, однако, нужно понять, в чем же кроется психогенная причина, порождающая патологию? Этой причиной послужила ошибка па-

_______________________________________________

3 Соматическая локализация патологического процесса устанавливается главным образом через семантическое поле; кроме того, важно точное понимание значения образов (например, в рассматриваемом сне это, прежде всего, вода, просачивающаяся сквозь стены комнаты).

 


 

 

циентки в ее эмоционально-чувственных отношениях в этот период своей жизни. В первом сне она попадает в замкнутое помещение, что, возможно, отражает ее жизненную ситуацию или является образом того здания, в котором она живет или работает. Эта женщина молода и красива, следовательно, у нее есть любимый человек, которому она желает всего самого лучшего. Она сознательно проявляет свою страсть, убежденная в своем чувстве, но ее душа видит в этой любви ошибку. Это может быть ошибка двух видов. Прежде всего, женщина может опасаться, что ее отношения с мужчиной (особенно женатым) станут заметны другим (кран не был закрыт, то есть кто-то видел, подсмотрел). Второе возможное значение этого сновидения: у нее в бронхах присутствует не до конца закрывшаяся перфорация, в легочных мешках скапливается вода.

Я вкратце описал сложившуюся ситуацию, которую следует уточнить во время сеанса индивидуальной психотерапии, а затем поставить пациента перед выбором. Естественно, тип ошибки зависит от тематического отбора материнской рефлективной матрицы. Именно отношение мать-ребенок предопределяет будущий жизненный выбор взрослого человека. Это не означает, что мать виновна, она всего лишь одно из звеньев в длинной цепи. В данном случае пациентка должна пройти тщательный медицинский осмотр всей дыхательной системы, а если все окажется в норме, то ей следует задуматься об опасности ее любовной связи, вызывающей два негативных следствия, - социальный риск и нарушение структуры растущей личности.

 

3.2.3.

 

Следующий сон, рассказанный также одной русской женщиной, высвечивает эмоциональный чувственно-сексуальный аспект: "Этот сон снился мне несколько раз. Чаще всего я запоминаю комбинацию из двух-трех снов, отдельные отрывки. Первый сон: я вхожу в какое-то здание, чтобы навестить своего знакомого, где передо мной проплывает множество сменяющих друг друга лиц. Я знаю, куда мне нужно идти. Захожу в лифт с решетчатой дверью, как во многих старых домах. Лифт начинает двигаться, и тут я замечаю, что это уже не дом. Лифт передвигается вверх, вниз и даже в горизонтальном направлении. Я пытаюсь изменить происходящее, но безуспешно, так как управлять этим движением нечем. Вокруг кромешная темнота. Панель лифта заблокирована. Затем сон продолжается, происходит другое событие, но связанное с предыдущим. Я иду домой. Я живу на втором этаже. Я вижу лестницу, но, когда намереваюсь подняться наверх, замечаю, что ступеньки ру-

 


 

 

шатся под ногами или уводят меня к стене. Все исчезает. Я знаю, что за этой стеной находится моя комната, но не могу в нее войти. На месте лестницы появляется дыра, но все равно я не могу в нее войти. Я не могу попасть туда, куда мне нужно, за стену".

Выражение лица этой женщины явно свидетельствует о том, что своей крайне напряженной онейрической деятельностью она пытается компенсировать те жизненные ситуации, которые не хочет или не может испытать наяву. Перед нами внешне очень собранная, высокопрофессиональная, совершенная личность с точки зрения общества. Однако что она представляет собой во внутреннем, динамическом плане? В недрах этой безупречной и воспитанной личности может таиться дверь, ведущая в адские бездны, полные монстров, то есть ее глубинные побуждения остаются в подавленном, вытесненном состоянии, превращаясь в чудовищ. Субъект не позволяет развиться здоровому потенциалу своей личности. Каждое побуждение, которому сознательное логическое «Я» субъекта не дает законного права на существование, продолжает жить как преступник, скрываясь в бессознательном субъекта.

В данном случае передо мной стоит проблема профессиональной этики, так как, объясняя сон, я в некотором смысле обнажаю человека. Совершенно очевидно, что этот сон затрагивает проблемы, связанные с сексуальным воспитанием, маткой, влагалищем, навязчивой идеей. Это довольно распространенный случай, в нем нет ничего необычного. Мы сталкиваемся здесь не с болезнью или неврозом, но с одной из разновидностей человеческих проблем: пациентка, очень чувственная женщина, не получила должного воспитания в том, как следует переживать собственную духовность и жизненность в сфере собственной сексуальности, вследствие чего в действие вступает определенный механизм. Бессознательное как бы решает: вся сексуальная жизнь сводится исключительно к механическому "вверх-вниз". Это форма автономного механизма мастурбации, запрограммированного на нейронном, клеточном уровне. В данном случае пациентке, прежде всего, следует провести медицинское гинекологическое обследование в области труб и шейки матки, чтобы определить, не больны ли эти органы. Затем необходимо восстановить период ее жизни в многонаселенном доме; определить тип ее первых детских сексуальных переживаний, расцениваемых как аморальные и непристойные; выяснить, какие отношения связывали ее в детстве с пожилым человеком, с которым она встречалась около этого здания, вблизи этой лестницы. Произошло нечто вполне конкретное, но необходимо понять, как она восприняла произошедшее

 


 

 

эмоционально, в сексуальном плане. Затем необходимо проиллюстрировать существование монитора отклонения. Если человеку удается правильно понять себя и принять решение измениться, то все остальное дается уже легко.

Таким образом, я даю следующую интерпретацию сна: навязчиво повторяющаяся внутриорганическая активность в генитально-маточном аппарате при абсолютном неведении сознательной рациональной зоны. Мне кажется, что эта женщина не захочет согласиться с моими словами, так как ее сон свидетельствует о совершенном незнании самой себя. То, что она не может преодолеть стену, говорит об ее закрытости для себя самой и неспособности постижения своей истинной природы.

 

3.2.4.

 

В следующем сновидении, рассказанном русской женщиной-психологом, вновь возникает социальный аспект: "Лето, солнце, я вхожу в море. Вода прозрачна и очень приятна. Я смотрю на дно; вода настолько прозрачна, что я вижу плавающих в глубине рыб, и мне приходит в голову мысль попытаться поймать их руками. Пробую это сделать, но рыбешки настолько мелки, что проскальзывают между пальцами. Однако мне все-таки удается поймать одну из них, я крепко сжимаю ее обеими руками и начинаю тянуть из воды. По мере того как я тащу ее из воды, у меня создается впечатление, что эта рыба просто бесконечна. Наконец, я вытаскиваю ее всю целиком и тут замечаю, что это вовсе не та рыба, которую я хотела поймать, а дельфин. Я не знаю, что делать. Мне хотелось бы отпустить его, но у меня возникает подозрение, что он может превратиться в какое-то неизвестное животное. Затем море и другие рыбы исчезают и вместо них появляются какие-то странные животные. Я пытаюсь убежать. После этого сна я проснулась с очень приятным ощущением в душе".

Интерпретируя сновидение, необходимо, в первую очередь, учитывать личность того, кому снится сон: тип, возраст и т.п. Эти данные также представляют собой вполне определенную информацию для вычисления параметра, позволяющего, в свою очередь, определить точное значение снящегося ей сна. Объясняя сновидение, вы уже располагаете отдельными сведениями, основанными на анамнезе субъекта. Благодаря этому во время тренинга, которому предшествуют как минимум шесть-семь сеансов, проведенных с пациентом для получения общей информации, психотерапевт уже может непосредственно обратиться к историческим прецедентам, позволяющим ему идентифицировать динамику сна.

 


 

 

Этот сон показывает нам, образно выражаясь, расположение фигур на шахматной доске, то есть иерархический порядок ценностей, которые бессознательное использует в качестве шахматных фигур, разыгрывая свою партию во внутреннем мире личности. Точно также и эта женщина, не будучи ни невротиком, ни больной обладает своей иерархией ценностей. Какими средствами она располагает? Она красива, интеллигентна, образованна, социально независима, склонна к лидерству и в определенной степени к сексу. Женщина может сказать: "Я молода, у меня много поклонников, почему бы мне не выбрать одного из них?" Например, самого симпатичного и самого умного среди всех других. Следовательно, сексуальные отношения с этим избранником могут оказаться достаточно ценными. В этом выражается момент женской психологии данной личности. Что ей можно посоветовать в этом случае? В момент выбора срабатывает метафизическая ценность, которая, в свою очередь, задействует также социум и организм (рыбы - здоровы и съедобны).

В распоряжении нашей пациентки есть все, чтобы жить со своим дельфином. Если она выберет дельфина, который символизирует мужчину, секс, любовь, то испытает позитивный импульс, однако, в конце концов, окажется просто самкой. То есть, если она использует данную сексуальную возможность, то впоследствии пожалеет об этом, став женщиной лишь в биологическом смысле. Психический цикл ее личности прервется, то есть исчезнет возможность метафизического развития. Она станет прекрасной женщиной, как множество других, но потеряет ценность трансцендентной личности. Выбрав животное, она сама окажется среди животных, ограничив свою жизнь чисто животным планом. В этом случае она сама должна принять решение. Онто Ин-се указывает направление. Существуют женщины, которые поступают совершенно правильно, выбирая обыкновенную жизнь, свойственную их полу. Однако некоторые женщины рождены быть личностью, выходя за рамки вида.

 

3.2.5.

 

Последнее сновидение, рассказанное зрелой женщиной-предпринимателем, высвечивает основополагающую историческую и метафизическую ценность развития личности, в данном случае выраженную особым типом любовного чувства: "Мне снилось, что я иду по очень широкой дороге, вокруг простираются плодородные земли. Я вижу лес, чашу. По левую сторону дороги я вижу поле, покрытое чем-то вроде желтой

 


 

 

травы. Я собираюсь пойти налево, по направлению к этому полю. Справа находится другое поле, но лее ближе, а это поле уже распахано. На этом обработанном поле я вижу засохший виноград желтого цвета. Чуть дальше виднеются арбузы, тоже засохшие. С правой стороны я не могу разглядеть, что находится там, вдали, но слышу голос какой-то женщины, которая говорит мне, что мой четырехлетний внук находится там, вместе с ней".

Этот сон затрагивает неизмеримое множество женских мыслей, жизненных привязанностей. Он связан с важнейшей эмоцией, в которой дружба, секс, жизнь смешиваются с впечатлениями, полученными с детских лет до сегодняшнего дня. Эта проблема достаточно часто встречается в женской психологии: красивая женщина, ощущающая себя молодой, оказывается в ситуации, сулящей ей приключения, новые переживания, сексуальную встречу. Не столь важно, кто или что встретится ей, значение имеет сама возможность этого. Однако она совершенно права в том, что говорит себе: "Я уже не настолько молода, чтобы чувствовать уверенность в подобном приключении. Слишком многое может оказаться для меня довольно опасным, учитывая мою зрелость, серьезность, мой возраст, кроме того, я ведь уже бабушка и не должна забивать себе голову мечтаниями наподобие героинь мыльных опер". Кроме того, это сновидение говорит о том, что первые импульсы позитивной сексуальности зародились в ней в возрасте четырех лет, но затем были заблокированы.

Практическая проблема заключается в следующем. Женщина еще довольно молода, но представим себе, что мы имеем дело с семидесятилетней женщиной.

Свойственные женщине семидесяти лет стереотипы говорят: "Хватит, ты уже слишком стара, твоя смерть не за горами, ты должна думать о внуках, а не о собственном удовольствии, выброси эти мысли из головы или ты будешь настоящей свиньей, станешь хуже, чем животное". Что же ей делать в этом случае? Умертвить в себе влечение к жизни и эротический инстинкт? Если индивид владеет искусством, методом, стилем, зрелостью, он должен правильно распорядиться своим эротическим влечением независимо от возраста. Послание Ин-се говорит: "Этот лес близок, ты можешь войти в него. Но сумеешь ли ты не заблудиться в этом лесу? Сумеешь ли отыскать обратную дорогу, если войдешь в эту чащу? Можешь ли ты отличить съедобные плоды от ядовитых? Если ты решишься на любовное приключение, сумеешь ли действовать правильно, даст ли оно тебе новые силы или, наоборот, ухудшит твое положение?" Здесь все зависит от каждого конкретного случая. Если человек способен к правильной самооценке, то он может на-

 


 

 

сладиться этой ситуацией, в противном же случае ему лучше остановиться. Естественно, во время индивидуального сеанса я могу точно рассмотреть все детали и дать четкие указания по поводу того, что надо сделать, однако, они значимы лишь на начальной стадии, так как затем личность учится делать выбор самостоятельно.

Наиболее серьезным препятствием является не ее возраст или семейное положение: опасность несет матрица комплекса, относящаяся к четырехлетнему возрасту, которая способна все погубить. Мне приходилось работать с семидесятилетними женщинами, открывая им возможности, доступные, казалось бы, лишь молодым: они хотели бы снова стать двадцатилетними, чтобы свободно совершать те поступки, на которые сами никогда не осмеливались в своей молодости. Естественно, я не мог вернуть им физическую молодость, но в их жизни появлялась возможность достижения абсолютной свободы с мужчинами определенного типа. Проблема заключалась в том, что они сами блокировали эти возможности, повторяя те первые сексуальные переживания, которые им довелось испытать с первым или вторым партнером. Комплекс - это не энергия, которая должна быть разбита одним ударом, а проблема, которую следует постепенно растворять. Это проблема, которая активизируется внутри субъекта на энергетическом уровне, искажает всю его личностную структуру, блокируя психическую энергию, нефункциональную по отношению к своей реальности: необходимо растворить этот сгусток и вложить энергию в функциональность «Я». Для того чтобы стать свободным человеком, сначала следует понять, как преодолеть комплекс, и лишь затем можно спокойно делать все, что захочется. Необходимо осознать, как мы устроены, каково наше природное строение - именно это базовое знание открывает путь к власти, позволяя понять, как следует распоряжаться собой.