Стр. 16

 

Античный философ Демокрит (460-370 гг. до н. э.), один из основателей атомизма, говорил, что во Вселенной таких миров, как наш, и в то же время разнообразных существует бесконечное множество. Эти миры постоянно меняются, эволюционируют (рождаются, расцветают, умирают).

Демокрит высказал ряд совершенно правильных, по тем временам гениальных, догадок: что Солнце намного больше Земли, что Луна светит отраженным светом, что Млечный Путь - скопление огромного числа звезд.

Платон (427-347 гг. до н. э.) создал теорию космоса как целостного организма, живого, разумного, одушевленного. Космос - это совершенное творение высшего разума, и он должен иметь совершенную, т. е. сферическую, форму. В космосе все должно быть идеальным, в том числе и движение небесных тел. Поскольку видимые траектории движения планет являются неравномерными и некруговыми, Платон предложил разложить их на простые составляющие, т. е. круговые. С такой задачей позднее справился математик и астроном Птоломей.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) пошел значительно дальше учителя в исследовании устройства мироздания, впервые создав действительно универсальную картину мира. В ней были объединены, систематизированы и развиты все ранее существовавшие знания о природе (физике), т. е. рассматривались учения о структуре, движении и свойствах окружающего нас мира. В трактате «О небе» была изложена космологическая картина Вселенной.

Под Вселенной понималась совокупность всей материи и всего пространства. Пространство - вместилище, заполняемое материей. Вселенная представлялась конечной сферой, за пределами которой нет ничего материального, а значит, нет и пространства. Аристотель, определив время как меру движения материи (движения нет без физического тела), впервые высказал предположение о взаимосвязи материи, пространства и времени. За пределами Вселенной, где нет ни материи, ни пространства, находится нематериальный (духовный) божественный мир.