Духовная жизнь общества: происхождение, сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
Духовная жизнь общества как совокупность определенного рода процессов есть именно его духовная деятельность - существенная сторона социальной формы движения материи. Поэтому понятия “духовная жизнь” и “духовная деятельность” будут употребляться как равнозначные, хотя последнее предпочтительнее: оно более определенно и однозначно. Слово “жизнь” слишком многозначно. Лучше применять понятие “духовная деятельность”, обладающее определенным содержанием. В духовной деятельности различают две стороны, две группы процессов:
1.духовно-продуктивная деятельность, т.е. деятельность по производству духовных ценностей. Ее признаком является творческий, конструктивный характер, а одним из главных элементов - теоретическая деятельность, познание закономерностей, процессов, явлений. Включает в себя рациональное теоретическое постижение объективной реальности, производство других духовных ценностей (нравственных, эстетических) при помощи не только интеллекта, но и силы художественного воображения.Духовно-продуктивная деятельность производит сознание в целом, и в этом смысле она выступает синонимом духовного производства.
2.духовно-практическая деятельность - деятельность по освоению социального опыта, накопленных человечеством духовных ценностей в ходе индивидуального и коллективного развития людей. Духовно-практическая деятельность общества включает в себя воспитание, обучение, образование, просвещение.
Можно сказать, люди рождаются дважды: сначала физически - в акте рождения, а затем духовно - в процессе обучения, формирования духовных качеств личности.
Духовная деятельность - это социальная деятельность, направленная на создание духовных ценностей и усвоение их людьми.
Религия - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, культовые и обрядовые действия. Сущностью религиозного сознание является иллюзорное удвоение мира, т.е. признание наряду с реальным бытием второго потустороннего мира. Центральный объект религиозной веры - идея бога, из которой выводится все остальное содержание религии. Идея бога для основной массы верующих всегда была идеей, которая связывалась с нравственной сферой, с проблемой смысла человеческой жизни. Верующий будет жить “по-божески”, а неверующий - в растерянности.
Идеально-теоретический уровень нравственного сознания называется моралью. Чаще всего мораль отражала в превращенной форме скрытые интересы господствующего клана. Мораль отражает конечные условия и фактические нормы поведения.
Свобода воли - это специфическая категория морали, отображающая возможность сознательного выбора человеком линии своего поведения, а также ответственность за него.