ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ. ЖЕНСКИЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Формирование гендерного подхода
Два этапа:
"женские исследования" 60-70 е годы
"гендерные исследования" 80-90 годы
Женские исследования возникли как исследовательская и образовательная программа в США.
Основные задачи: женское образование, осознание вклада женщин в развитие общества.
Основной предмет изучения: анализ механизмов угнетения женщин, неравенство, дискриминация.
1 этап. Изучение трудов женщин.
2 этап. Институализация женских исследований, женские издания.
3 этап. Проблема "разнообразия" женских проблем (этнические, классовые различия)
4 этап. Международные образовательные программы.
Гендерные исследования 80-90е гг. (сменили женские исследования)
Исследовательская и образовательная практика и теоретическое направление в гуманитарных науках (истории, языкознании, культурологии, философии, социологии, психологии).
Основные задачи: развитие знаний:
о феминности и маскулинности
о социальной и культурной обусловленности отношений между мужчинами и женщинами
(от себя: феминистки создали третий гендер - феминистка, а потом и четвертый- антифеминист ;-))
Основной предмет изучения:
репрезентация гендера в культуре и в обществе
гендерные отношения и взаимодействие
социальное и психологическое различие и сходство полов (в восприятии действительности и в социальном поведении)
воспроизводство гендерного неравенства (проблемы власти)
гендерный дискурс
гендерная идентичность
В настоящее время в области гендерных исследований наметилась тенденция автономиназации гендерной проблематики в каждой гуманитарной науке.
Итак, гендерные исследования вырабатывают новую методологию (гендерный подход) в изучении гуманитарных проблем.